Интервью с руководителем Департамента государственной регистрации и учета юридических и физических лиц МНС России: "Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". - Юридическое бюро "Вектор Права"

Март 26, 2004

Интервью с руководителем Департамента государственной регистрации и учета юридических и физических лиц МНС России: «Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».


Корр.: Давайте перейдем к вопросам. Хотелось бы успеть задать как можно больше. Начнем. Вопрос Евгения из Челябинской области: Для проведения работы по регистрации юридических лиц численность инспекций Челябинской области не увеличилась. Планируется ли прием на работу специалистов, которые будут осуществлять регистрацию индивидуальных предпринимателей непосредственно в инспекциях или же данная работа опять ляжет на плечи ныне работающих работников территориальных налоговых инспекций?
С.С.: Этот вопрос уже решен. Численность не будет увеличена, будут трудиться те же самые люди. Я думаю, мы справимся, хотя порой люди объективно не успевают. Например, инспекция N 46 по г. Москве — новая, взяла на себя всю регистрацию. Клиенты приходят и видят: сотрудники даже обедать не ходят, стараются справиться с объемами работ. Хочу заметить, что все вопросы, в которых приводятся негативные примеры работы некоторых ИМНС, будут нами внимательно рассмотрены. Так же как и не остается без внимания информация о нарушениях и недостатках в работе отдельных инспекций, присланная на наш форум.
Корр.: Г-на Бояршинова В.В. из города Перми интересует вопрос: разработает ли МНС России новую версию программы «Регистрация юридических лиц» с учетом изменений постановления Правительства Российской Федерации N 439?
С.С.: Да. В настоящее время ведется работа над новой версией программного комплекса АИС «Регистрация». 16 октября 2003 года было принято постановление Правительства Российской Федерации N 630, которым были доработаны и изменены формы документов, представляемых при государственной регистрации юридических лиц.
Корр.: Не пора ли проводить юридическую экспертизу учредительных документов? — спрашивает Владимир Владимирович из Москвы. — Содержание многих уставов уже зарегистрированных юридических лиц противоречит законодательству, что в итоге приводит к введению в заблуждение третьих лиц. Как в настоящее время исполняются нормы закона о приведении учредительных документов в соответствие с законодательством. Г-н Бузин А.И. из Самары также спрашивает: Кто и как может принудить уже действующих юридических лиц привести свои учредительные документы в соответствие с действующим законодательством?
С.С.: Положения Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» направлены на сокращение бюрократических барьеров, содержат лишь два формальных основания для отказа.
Заявительный порядок регистрации юридических лиц позволил устранить излишние административные барьеры и способствует развитию предпринимательской инициативы в стране.
В настоящее время регистрирующие органы вправе применять санкции к юридическим лицам, в случае противоречия положений их учредительных документов требованиям законодательства. Указанная работа ведется регистрирующими (налоговыми) органами.
Корр.: Как можно зарегистрировать перераспределение долей в уставном капитале, в случаях, когда суммы не меняются, если в формах, представляемых при государственной регистрации, такая возможность отсутствует? — спрашивает Анна из Красноярска.
С.С.: Порядок участия в деятельности юридического лица, условия передачи имущества учредителей определены согласно п. 2 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в учредительном договоре юридического лица.
При изменении сведений о размерах долей в уставном капитале юридического лица в регистрирующий орган представляются документы для регистрации внесения изменений в учредительные документы. Наряду с Заявлением представляются и сами изменения в учредительные документы, в которых и отражается перераспределение долей. При представлении Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N Р13001, приложение лист В заполняется на всех участников с указанием нового размера вклада. Очень часто изменения размера долей не сопровождается изменением учредительных документов юридического лица. Например, по Федеральному закону от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» приобретатель доли становится участником с момента уведомления общества о состоявшейся сделке. В этом случае в регистрирующий орган подается форма заявления N Р14001, новая редакция которой утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2003 N 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439».
Корр.: Вопрос Наталии из Москвы: Кто должен составлять передаточный акт, а кто подписывать его при слиянии юридических лиц?
С.С.: Требования к порядку утверждения передаточного акта при реорганизации юридических лиц в форме слияния изложены в Гражданском кодексе Российской Федерации, федеральных законах о юридических лицах определенных организационно-правовых форм.
Так, согласно п. 2 ст. 59 Гражданского кодекса Российской Федерации передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» решение об утверждении передаточного акта принимается общим собранием акционеров каждого общества, участвующего в слиянии.
На основании п. 2 ст. 52 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме слияния, принимает решение об утверждении передаточного акта.
Обращаю внимание, что передаточный акт только утверждается уполномоченным органом юридического лица, но не подписывается.
Корр.: Татьяна Михайловна Ткачук из Владивостока задает такой вопрос: При регистрации изменений в учредительные документы юридического лица обязательно ли вносить изменения в учредительный договор при внесении изменений в устав?
С.С.: Согласно п. 3 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, — с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.
При внесении изменений в устав юридического лица не во всех случаях вносятся изменения в учредительный договор данного юридического лица. Изменения в учредительный договор юридического лица вносятся при изменении сведений, содержащихся в самом учредительном договоре.
Корр.: С 1 января 2004 года из перечня заявителей при государственной регистрации юридических лиц исключено лицо, действующее по доверенности, не нарушаются ли в указанном случае положения гражданского законодательства о представительстве? Можно ли в указанном случае представить документы на регистрацию по доверенности, а получить свидетельство можно будет по доверенности? Либо это сможет только лицо, указанное в заявлении в качестве заявителя?
С.С.: Действительно, согласно положениям ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с 1 января 2004 года в качестве заявителя не вправе будет выступать лицо, действующее на основании доверенности.
Заявитель в заявлении о государственной регистрации своей подписью подтверждает то, что положения представленных на регистрацию документов соответствуют установленным законодательством требованиям, при регистрации соблюдены требования законодательства.
Таким образом, с 1 января 2004 года заявление о государственной регистрации, представляемое в регистрирующий орган, не вправе будет подписывать лицо, которое действует по доверенности, и не является уполномоченным лицом в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Однако принести документы в регистрирующий орган, как и получить свидетельство о регистрации, вправе любое лицо при наличии у него соответствующей доверенности.
Вообще институт представительства применим к совершению сделок через уполномоченных лиц. Подписание заявления и передача его в регистрирующий орган сделкой не является.
Корр.: Следующий вопрос: Как решается налоговым органом вопрос о юридических лицах, не представивших сведения в соответствии со статьей 26 Закона N 129-ФЗ?
С.С.: В настоящее время регистрирующими органами проводится работа по направлению в суд исковых заявлений о ликвидации юридических лиц, не представивших сведений о себе в соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».
Вместе с тем, юридическое лицо, не исполнившее обязанность, установленную п. 3 ст. 26 Закона N 129-ФЗ, может направить Сообщение по форме N Р17001 в регистрирующий орган. В указанном случае юридическому лицу регистрирующим органом будет присвоен ОГРН. Однако будут применены и санкции, предусмотренные п. 3 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Хочется отметить, что в целом по Российской Федерации за период в 6 месяцев количество поданных в суд исков о ликвидации составило 57781, из них количество юридических лиц, представивших сведения в порядке статьи 26 Закона N 129-ФЗ после инициирования регистрирующим (налоговым) органом процедуры ликвидации, составило 4177.
Корр.: Регистрирующий орган зарегистрировал незаконную смену учредителей (по поддельным документам). Как можно опротестовать такую регистрацию?
С.С.: Регистрирующий орган не проводит правовую экспертизу представляемых для государственную регистрации документов.
В случае нарушения законных интересов и прав учредителей (участников) юридического лица, например, как в указанном случае при регистрации незаконной смены учредителей юридического лица, можно обратиться в суд за защитой нарушенных прав в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, и суд может признать государственную регистрацию недействительной.
Обращаю внимание, что вышестоящий регистрирующий (налоговый) орган не вправе признать государственную регистрацию юридических лиц недействительной.
Корр.: Г-н Сомов из Екатеринбурга спрашивает: Как осуществить реорганизацию юридического лица в форме присоединения, в случае, когда не вносятся изменения в учредительные документы?
С.С.: В настоящее время при реорганизации юридического лица в форме присоединения, когда не вносятся изменения в учредительные документы, в регистрирующий орган можно представить Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по форме N Р14001. При этом необходимо представить документы о юридических лицах, прекративших деятельность в результате реорганизации в форме присоединения.
28 ноября 2003 года Государственной Думой Российской Федерации принят в третьем чтении законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». В случае подписания и одобрения законопроекта Советом Федерации, подписания Президентом Российской Федерации с 1 января 2004 года указанный вопрос можно будет решить следующим образом: в регистрирующий орган необходимо будет представить документы о прекращении деятельности юридического лица, которое присоединяется к другому юридическому лицу.
Корр.: Как представлять в регистрирующий орган сведения о постоянно действующем исполнительном органе, если в качестве указанного органа выступает управляющая компания?
С.С.: Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2003 N 630 внесены изменения в Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001) и у юридических лиц появится возможность представлять в регистрирующий орган сведения о постоянно действующем исполнительном органе — управляющей компании. При этом заполняются сведения о наименовании управляющей компании, адрес места нахождения, ОГРН, контактный телефон.
Корр.: Вопрос от посетителя сервера из Краснодара: Можно ли регистрировать ПБОЮЛа в ИМНС с 01.01.2004 представителю по нотариальной доверенности?
С.С.: Статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что при государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Иные лица не могут быть заявителями.
Кроме того, заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью заявителя, а не иного лица. Подлинность подписи должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Таким образом, представитель индивидуального предпринимателя не вправе за него подписывать заявления на регистрацию.
Представитель индивидуального предпринимателя может только представить документы на регистрацию и, при наличии доверенности, получить расписку в получении регистрирующим органом документов, а также соответствующее Свидетельство о государственной регистрации. В доверенности должно быть указано, на совершение каких именно действий она выдается. При этом следует иметь в виду, что копии представляемых в соответствии с законом документов должны быть засвидетельствованы в нотариальном порядке.
Корр.: Следующий вопрос задает Ольга из Москвы: ПБОЮЛ зарегистрирован и ведет деятельность с 2001 г. Нужно ли ему проходить регистрацию в 2003 г., ведь выданное в 2001 г. свидетельство о регистрации — бессрочное?
С.С.: Если физическое лицо уже зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, то проходить повторную регистрацию не нужно. Видимо, в вопросе речь идет об обязанности, установленной статьей 3 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ. Каждый индивидуальный предприниматель, зарегистрированный до 1 января 2004 года, обязан в течение следующего — 2004 года представить в регистрирующий (налоговый) орган по месту своего жительства определенные вышеуказанной статьей документы, в том числе и документ, подтверждающий государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 утверждена форма N Р27001 — «Заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г.».
Хотелось бы порекомендовать индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным до 1 января 2004 года, не тянуть до последнего с представлением документов в регистрирующий орган, учитывая, что при неисполнении указанной обязанности регистрация индивидуального предпринимателя утрачивает силу с 1 января 2005 года.
Корр.: Сколько будет стоить свидетельство предпринимателя? — спрашивает Алексей из Нижегородской области.
С.С.: Выдача свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя будет осуществляться регистрирующими (налоговыми) органами бесплатно. Однако гражданину, желающему зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, необходимо будет представить в регистрирующий (налоговый) орган определенные документы, в том числе и документ об уплате государственной пошлины.
Государственной Думой 21 ноября 2003 года в третьем чтении принят соответствующий законопроект, которым вносятся изменения и дополнения в Закон РФ «О государственной пошлине» в части установления размера пошлины в 400 рублей за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и 80 рублей за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в этом качестве.
Корр.: Вопрос Васильевой Елены из Элисты: Зарегистрирована ПБОЮЛ в 1999 году, за последние 3 месяца предпринимательской деятельностью не занималась. Если не подам документы для государственной регистрации, буду ли автоматически снята с учета в налоговом органе?
С.С.: В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 23 июня 2003 года N 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц»» (далее — Федеральный закон N 76-ФЗ) физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу данного закона, до 1 января 2005 года обязано представить в регистрирующий орган по месту своего жительства документы, перечисленные в пунктах е — ж указанной статьи. В случае неисполнения физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу Федерального закона N 76-ФЗ, предусмотренной настоящей статьей обязанности государственная регистрация данного лица в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 2005 г. утрачивает силу.
28 ноября 2003 г. Государственной Думой Федерального Собрания принят в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в котором предусмотрено, что в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя снятие его с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В то же время, признание утратившим силу государственной регистрации индивидуального предпринимателя и снятие его с учета не означает списание его долгов перед бюджетом и влечет взыскание налога за счет имущества физического лица.
Корр.: Евгений из Челябинской области задает такой вопрос: В соответствии с п. 22.1 Закона «О государственной регистрации» физическое лицо — гражданин России представляет для регистрации в качестве предпринимателя копию основного документа (паспорта), заверенную нотариально. Скажите, пожалуйста, какие именно листы паспорта необходимы?
С.С.: Действительно, согласно пункту 1 статьи 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, — паспорта гражданина Российской Федерации.
Проектом Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу законодательного акта РСФСР» признается утратившим силу положение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1983 года N 9779-Х «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан», которым запрещается свидетельствование верности копий паспорта.
По мнению МНС России, нотариально засвидетельствованная копия основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, должна содержать все содержащиеся сведения, за исключением незаполненных страниц.
Если заявитель представляет копию паспорта в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии соответствующий документ в подлиннике, то в таком случае заверения копии нотариусом не требуется.
Корр.: Следующий вопрос от Алексея (Дальний Восток): Российское законодательство по регистрации юридических лиц очень либерально к юридическим лицам, создаваемым иностранными гражданами в форме ООО (ограничений практически нет, никто не проверяет происхождение денег или имущества, вносимого в уставной капитал и т.д.), хотя в большинстве случаев (по крайней мере в нашем регионе) цель создания таких предприятий — проведение разовых сделок по экспорту (импорту) товара. Планируется ли введение каких-либо ограничений или истребования добросовестности инвестора в отношении юридических лиц, создаваемых иностранными гражданами? Зарегистрировать российскому гражданину юридическое лицо на территории Китая, Японии — невозможно.
С.С.: С введением в действие Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», Федерального закона «О внесении изменения в статью 20 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» намного упростилась процедура государственной регистрации юридических лиц. Основные положения закона — заявительный порядок регистрации юридических лиц, определение минимального перечня документов, необходимых для государственной регистрации юридических лиц — способствуют снижению административных барьеров на пути предпринимательства России.
На регистрирующие (налоговые) органы не возложены функции по осуществлению правовой экспертизы представляемых на государственную регистрацию юридических лиц документов. Возложение подобных функций повлекло бы за собой замену уведомительного порядка регистрации на разрешительный.
Вместе с тем, законодательство Российской Федерации предусматривает ответственность заявителя и (или) юридического лица за неправомерные действия, вплоть до уголовной.
Хочу добавить, что порядок создания в России коммерческих организаций с иностранным капиталом очень прост и напоминает регистрацию в штате Делавер США.
Основой для такой простой «регистрации» является очень распространенное заблуждение относительно притока капитала в российскую экономику.
Думаю, что назрела необходимость менять законодательство об иностранных инвестициях в Российскую Федерацию с учетом многочисленных аспектов (в том числе миграционного).
Корр.: Может ли гражданин зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в любой точке России?
С.С.: Нет. В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Физическое лицо не может зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя по месту его пребывания при наличии регистрации по месту жительства.
Корр.: Николаев из Москвы интересуется: Как можно получить сведения из налогового органа об индивидуальном предпринимателе?
С.С.: Согласно Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» содержащиеся в государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен.
Предоставление сведений об индивидуальном предпринимателе осуществляется в соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630.
Для того, чтобы получить сведения об индивидуальном предпринимателе, которые содержатся в государственном реестре, любым юридическим или физическим лицом в произвольной форме составляется запрос, в котором указываются запрашиваемые сведения.
Регистрирующим (налоговым) органом эти сведения могут быть выданы в виде выписки из государственного реестра, копии документа (документов), содержащегося в государственном реестре, или справки об отсутствии запрашиваемой информации.
Одновременно с запросом необходимо представить документ, подтверждающий оплату. Размер платы за предоставление информации составляет два установленных законом минимальных размера оплаты труда за каждый документ, за срочное предоставление информации — четыре минимальных размера оплаты труда за каждый указанный документ.
Любое физическое лицо может получить сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя. Для этого нужно составить в произвольной форме запрос, указав в нем паспортные данные и сведения о своем месте жительства, а затем лично представить в регистрирующий орган этот запрос и предъявить документ, удостоверяющий личность.
По запросу любого физического лица, обратившегося в регистрирующий орган и предъявившего документ, удостоверяющий его личность, регистрирующий орган вправе сопоставить содержащиеся в государственном реестре персональные данные индивидуального предпринимателя с изложенными в запросе сведениями и предоставить заявителю справку о соответствии или несоответствии сведений, изложенных в запросе, данным, содержащимся в государственном реестре.
Корр.: Сергей из города Тамбова спрашивает: Почему не принято решение об ежегодном издании ЕГРЮЛ (открытая информация) с последующей продажей заинтересованным лицам. Многие вопросы решались бы одним открытием этой книги. Да и Вы получили бы свои деньги посредством ее продажи, возможно даже больше нежели путем выдачи справок?
С.С.: Вряд ли такая книга будет популярна. В год это свыше ста увесистых томов (и еще без картинок). Нужны другие способы решения поставленных задач.
В настоящее время МНС России проводится работа по определению печатного органа, в котором будут публиковаться сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Определение печатного органа необходимо также и в связи с тем, что в нем должны также публиковаться юридическими лицами сообщения о принятии решений о ликвидации и о порядке и сроке заявления требований их кредиторами, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении более 20% голосующих акций акционерного общества или более 20% уставного капитала другого общества с ограниченной ответственностью.
В настоящее время сведения из ЕГРЮЛ, предназначенные для публикации по Российской Федерации в целом, можно увидеть в открытой части сайта информационного агентства «ВАЛААМ» в сети Интернет по адресу www.valaam-info.ru.
Корр.: Следующий вопрос: Могут ли несовершеннолетние граждане быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей?
С.С.: Да, могут. При этом одним из условий государственной регистрации несовершеннолетних лиц в возрасте от 14 до 18 лет в качестве индивидуальных предпринимателей является представление ими в регистрирующий (налоговый) орган документов, подтверждающих их дееспособность.
Такими документами являются нотариально удостоверенное письменное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности, свидетельство о заключении брака, решение суда об объявлении физического лица полностью дееспособным, а также решение органа опеки и попечительства об объявлении физического лица полностью дееспособным.
Корр.: Есть ли особенности государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя иностранного гражданина и лица без гражданства?
С.С.: Иностранный гражданин или лицо без гражданства, обращающееся за государственной регистрацией, должно представить в регистрирующий орган документ, подтверждающий право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации. Этим документом является разрешение на временное проживание или вид на жительство.
Кроме того, должен быть представлен документ, удостоверяющий личность в Российской Федерации. Для иностранного гражданина таким документом является, например, паспорт иностранного гражданина, для лица без гражданства — документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства.
Если указанные документы не содержат сведения об адресе места жительства в Российской Федерации, то представляется также документ, подтверждающий такой адрес.
Отсутствие упомянутых документов влечет отказ в государственной регистрации.
Корр.: Правомерно ли требование некоторых налоговых органов Москвы уведомлять отделы регистрации и учета налогоплательщиков о смене главного бухгалтера организации в трехдневный срок? В какой срок мы должны уведомлять налоговую инспекцию о смене главного бухгалтера? — спрашивает Ирина из Москвы.
С.С.: Действующим налоговым законодательством не установлена обязанность организации уведомлять налоговые органы о смене главного бухгалтера.
Корр.: Очень часто возникают проблемы с согласованием эскизов печати: Кто правомочен это делать? На основании каких нормативных актов и соответственно какие требования могут предъявляться к печати? Будет ли упорядочена эта процедура? — спрашивает Эдуард из Калининграда.
С.С.: В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» и Порядком постановки на учет в налоговом органе созданных или вновь возникших при реорганизации юридических лиц, прошедших государственную регистрацию, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.08.2002 N БГ-3-09/426, зарегистрированным Минюстом России 03.10.2002 N 3830, при государственной регистрации юридических лиц и их постановке на учет в налоговом органе не требуется представление печати или оттиска печати юридического лица.
Таким образом, деятельность, связанная с ведением городского Реестра печатей, не входит в компетенцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
Считаю, что ведение указанного реестра ждет правовой оценки со стороны правоохранительных органов.
Корр.: Вопрос Михаила из Москвы: Планируется ли перевести государственную регистрацию изменений в учредительные документы юридических лиц в Межрайонную инспекцию МНС России N 46 по г. Москве?
С.С.: На данный момент государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, осуществляется регистрирующими (налоговыми) органами по месту нахождения юридического лица (по месту постановки на учет в налоговом органе) в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц».
Корр.: От Анатолия из Санкт-Петербурга пришел вот такой вопрос: Когда закончится беспредел в работе налоговых инспекций? Сроки работы с документами не соблюдаются, прием документов в рабочие дни сокращен до минимума (по графику). Борьба с фирмами-однодневками может закончиться победой только после запрета наличного денежного обращения.
С.С.: По данному вопросу МНС России рекомендует Вам оформлять письма с жалобами в адрес МНС России, указав при этом инспекцию МНС России, нарушающую срок государственной регистрации юридических лиц, установленный статьей 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». По результатам рассмотрения жалоб МНС России при необходимости будут приниматься соответствующие меры.
Корр.: Следующие вопросы задает Наталья из Москвы: Трехдневный срок для подачи документов на регистрацию действует для всех изменений или только для смены генерального директора (большинство налоговых инспекций трактует это положение как для всех изменений в учредительных документах)? В случае направления документов по почте какая дата считается датой подачи документов на регистрацию (как исчисляется трехдневный срок)?
С.С.: В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее — Закон) юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 1 статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпункте «м», обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. В случае, если изменение указанных сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в государственный реестр осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI Закона. Пунктом 4 статьи 5 Закона установлен срок предоставления сведений о юридическом лице и, вместе с тем, оговорено, что сведения, связанные с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, представляются в определенном главой VI Закона порядке.
Главой VI Закона не предусмотрено сроков предоставления сведений, связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица.
Таким образом, исходя из смысла пункта 4 статьи 5 Закона, установленный трехдневный срок не распространяется на случаи, при которых изменение сведений, содержащихся в государственном реестре, происходит в связи с внесением изменений в учредительные документы.
В трехдневный срок должны быть представлены изменения, касающиеся, в первую очередь, сведений о постоянно действующем исполнительном органе юридического лица.
Отвечаю на вторую часть вопроса о дате представления документов. В соответствии со статьей 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено направление документов в регистрирующий орган почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.
Согласно статье 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Таким образом, датой представления документов в регистрирующий орган в случае их направления по почте будет считаться дата приема их на почте.
Корр.: В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу указанного Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу вышеназванного Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами «а» — «д», «л» пункта 1 статьи 5 указанного Федерального закона. Юридическое лицо до сих пор не направило в ИМНС России сведения для перерегистрации, предусмотренные указанной статьей Закона для внесения записи в ЕГРЮЛ. ИМНС России не направило в суд по данному юридическому лицу заявление о ликвидации. Организация сейчас спустя предоставленное время желает пройти процесс перерегистрации. Вправе ли она это сделать, учитывая, что заявление о ликвидации в суд регистрирующим органом не направлено?
С.С.: Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» был установлен переходный период, в течение которого все юридические лица должны были представить о себе сведения в регистрирующий (налоговый) орган в целях внесения записи по данной организации в Единый государственный реестр юридических лиц с присвоением юридическом лицу Основного государственного регистрационного номера и, соответственно, выдачей Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года.
Вместе с тем, завершение переходного периода не означает прекращение обязанности юридического лица представить сведения в порядке ст. 26 Закона N 129-ФЗ. При этом представление сообщения по форме N Р17001 после 01.01.2003 года будет сопровождаться привлечением должностных лиц организаций к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Регистрирующие (налоговые) органы не вправе отказывать в приеме сообщений от юридического лица до момента его ликвидации.
Корр.: Али из Ташкента прислал следующий вопрос: Я — гражданин Узбекистана. Имею ли я право открыть фирму в России, какие документы необходимо для этого собрать, какой статус будет иметь открытая мною фирма в России? Будет ли считается эта фирма российским или она будет являться иностранным предприятием? Мне хотелось бы, чтобы эта фирма считалась российским. Что для этого требуется?
С.С.: Да, имеете. В соответствии с Федеральным законом от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
г) документ об уплате государственной пошлины.
Указанные документы должны представляться в регистрирующий (налоговый) орган (ИМНС России) по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Созданная организация будет иметь статус российской организации, так как создана в соответствии с российским законодательством.
Корр.: Г-н Апухтин из Москвы задает такой вопрос: В ноябре текущего года я, как гражданин, запросил в регистрирующем (налоговом) органе копии учредительных документов организации. Регистрирующий орган мне отказал в предоставлении копии учредительных документов, мотивировав это тем, что в них содержатся паспортные данные физических лиц учредителей. Правомерны ли в такой ситуации действия регистрирующего органа?
С.С.: Да, правомерны. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков.
Паспортные данные физических лиц и их идентификационные номера налогоплательщиков могут быть предоставлены исключительно по запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией.
Содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются в виде:
выписки из государственного реестра;
копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле;
справки об отсутствии запрашиваемой информации.
Таким образом, в действиях должностных лиц регистрирующего органа не усматривается нарушения гражданского законодательства.
Вместе с тем, 23 июня 2003 г. за N 76-ФЗ принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц».
В указанном законе отражены изменения, касающиеся в том числе предоставления сведений из Единого государственного реестра юридических лиц.
В частности, в статье 6 указанного закона предусмотрено, что сведения о паспортных и других персональных данных физических лиц могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей.
В соответствии со статьей 4 Закона N 76-ФЗ указанный закон вступает в силу после 1 января 2004 года.
Таким образом, после 1 января 2004 г. Вы вправе обратиться в регистрирующий орган и запросить учредительные документы, содержащие в том числе паспортные данные физических лиц — учредителей.
Корр.: Принят новый Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Однако в данном законе не определен орган, который будет осуществлять функции по государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств. Разъясните, пожалуйста, кто будет заниматься регистрацией крестьянских (фермерских) хозяйств и что нужно сделать для того, чтобы создать крестьянское (фермерское) хозяйство? — спрашивает Алексей из Белгорода.
С.С.: Да, действительно, 11 июня 2003 г. был принят Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», который определяет экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.
В соответствии со статьей 5 указанного закона фермерское хозяйство считается созданным с момента государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. N 319 (в ред. постановлений Правительства РФ от 25.04.2003 N 243, от 16.09.2003 N 577) «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 января 2004 г. государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. N 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439» государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, крестьянские (фермерские) хозяйства будут регистрироваться в регистрирующих (налоговых) органах с 1 января 2004 г., в порядке, предусмотренном для государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.
Корр.: В связи с принятием нового Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», что будет с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, которые зарегистрированы как юридические лица, должны ли последние привести свой статус в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации?
С.С.: В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года.
На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы настоящего Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.
Таким образом, указанные КФХ вправе сохранить свой статус — статус юридического лица до 1 января 2010 года.
Корр.: Методические рекомендации и профессиональная пригодность работников ИМНС России привели Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» в тупик. Сдача документов в «одно окно» провалилась, количество действий, проблем и бумаг стало в два раза больше. Что делать? Верните все как было. — Вопрос Василия Александрова (Великий Новгород)
С.С.: На сегодняшний день, для того чтобы создать юридическое лицо в регистрирующий (налоговый) орган необходимо представить комплект документов, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».
Кроме того, на основании пункта 4 статьи 9 указанного закона регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Вместе с тем сообщаем, что в Москве создан Единый центр государственной регистрации юридических лиц.
Причиной открытия Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Управления МНС России Единого центра государственной регистрации юридических лиц г. Москвы послужила необходимость совершенствования процедуры регистрации юридических лиц г. Москвы, повышения эффективности работы регистрирующих (налоговых) органов.
В Едином центре одновременно осуществляется государственная регистрация всех вновь создаваемых юридических лиц и их постановка на учет в налоговых органах г. Москвы.
В частности, открытие Единого центра должно способствовать устранению очередей в регистрирующих (налоговых) органах, повышению качества предоставляемых юридическим лицам услуг.
Корр.: Владимир Малов из Москвы задает следующий вопрос: Различные официальные структуры при оформлении договорных отношений требуют предоставления копий учредительных документов и изменений к ним (устава) с наличием штампа регистрирующего органа (ИМНС), ИМНС России N 44 по г. Москве выдает копии, заверенные печатью и подписью ответственного лица, штамп с отметкой о выдаче свидетельства и тд. не ставится, работники ИМНС сообщают, что больше никаких штампов мы не получим, в связи с этим возникают многочисленные вопросы и сложности. Подскажите к кому еще можно обратиться, чтобы получить ответ?
С.С.: «К вопросу о свидетельствах юридического лица».
Свидетельства о государственной регистрации юридических лиц являются документами строгой отчетности. На них не ставятся штампы регистрирующего (налогового) органа. Указанные свидетельства выдаются с проставлением гербовой печати и подписи уполномоченного должностного лица регистрирующего (налогового) органа.
«К вопросу об учредительных документах юридического лица».
В соответствии с Методическими разъяснениями по порядку заполнения отдельных форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, утвержденными приказом МНС России от 18.04.2003 N БГ-3-09/198, при государственной регистрации юридического лица при создании, а также при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, заявитель может представить в регистрирующий орган два экземпляра учредительных документов.
В этом случае регистрирующий орган, осуществив государственную регистрацию юридического лица, проставляет на обороте последнего листа одного экземпляра учредительных документов на месте прошивки штамп регистрирующего органа с указанием наименования регистрирующего органа, дата внесения записи, ОГРН, ГРН, должность уполномоченного лица регистрирующего органа — ФИО.
Экземпляр учредительных документов с проставленным штампом выдается (направляется) заявителю только при государственной регистрации юридического лица при создании, а также при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, вместе с соответствующим свидетельством без взимания платы. Повторная выдача экземпляра учредительных документов с проставленным штампом не допускается.
Корр.: Многих посетителей нашего сервера интересует вопрос, с какого числа начинают действовать новые формы заявлений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. N 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439»?
С.С.: Формы заявлений, утвержденные указанным постановлением Правительства Российской Федерации в части касающиеся государственной регистрации юридических лиц, применяются с момента официального опубликования указанного постановления в Российской газете N 224, 05.11.2003 (Постановление).
Формы заявлений, утвержденные указанным постановлением Правительства Российской Федерации в части касающиеся государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, применяются после 1 января 2004 г., так как в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» указанный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 года.
Корр.: Александр из Краснодарского края спрашивает: Допускается ли заполнение и распечатка бланков заявления и приложений к нему при оформлении регистрации юридических лиц на компьютере или же компьютерная печать не относится к понятию «машинописный текст»?
С.С.: В соответствии с Требованиями к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц и порядок их оформления», заявления, уведомления и сообщения, а также приложения к ним заполняются от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом.
Таким образом, заполнение указанных документов на компьютере или же компьютерная печать относится к понятию «машинописный текст».
Корр.: Почему в разных районах города при регистрации идентичных юридических лиц у налоговых органов разные требования к составу документов? — спрашивает Эрик из Санкт-Петербурга.
С.С.: Состав документов, представляемых при государственной регистрации юридического лица, установлен статьями 12, 14, 15, 17, 21 Федерального закона от 08.08.2002 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».
Согласно пункту 4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2002 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных вышеуказанным Федеральным законом.
Таким образом, во всех регистрирующих органах независимо от их территориальной принадлежности, требования к документам, предоставляемым юридическим лицом при государственной регистрации, идентичны и соответствуют положениям Федерального закона от 08.08.2002 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».
В случаях выявления нарушения порядка государственной регистрации, установленного Федеральным законом от 08.08.2002 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» территориальными регистрирующими органами, юридическое лицо вправе обратиться в вышестоящий регистрирующий орган с жалобой, а также обратиться в суд за защитой нарушенных прав.
Корр.: Вопрос Алексея Ивановича Елисеева из Москвы: Обязательно ли при государственной регистрации изменений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью в связи с открытием филиала указания в них точного адреса его места нахождения?
С.С.: В соответствии с Федеральным законом от 08.02.2003 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» устав общества должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе общества сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
В настоящее время в законодательстве отсутствует четкое указание на внесение в устав общества точного адреса места нахождения филиала.
Таким образом, при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества в связи с открытием филиала, указания точного адреса его места нахождения не требуется.
Хотелось отметить, что в настоящее время готовятся изменения в законодательные акты, при которых при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества в связи с открытием филиала, в уставе будет необходимо указывать точный адреса его места нахождения.
Корр.: Вопрос Анны из Челябинска: Насколько правомерно требование ИМНС представить договор купли-продажи доли при внесении соответствующих изменений в учредительные документы?
С.С.: В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2002 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, документ об уплате государственной пошлины.
Корр.: Где должны регистрироваться благотворительные фонды? — спрашивает Панфиленок Лариса из Санкт-Петербурга.
С.С.: В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фонды являются формой некоммерческой организации.
Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц, регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».
Таким образом, государственная регистрация благотворительных фондов осуществляется в регистрирующих (налоговых) органах.
Корр.: Дмитрий из Перми спрашивает: В чем заключаются особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков?
С.С.: Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство Российской Федерации по налогам и сборам вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.
Порядок определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков — российских организаций (далее — Порядок) утвержден приказом МНС России от 31.08.2001 N БГ-3-09/319 (в редакции приказа МНС России от 08.04.2003 N БГ-3-09/171).
Положения Порядка в целом являются особенностями постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.
В частности, в соответствии с Порядком, особенности постановки на учет заключаются в:
а) создании межрегиональных (межрайонных) инспекций МНС России по крупнейшим налогоплательщикам, на которые возлагается работа по налоговому контролю за соблюдением крупнейшими налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах;
б) осуществлении постановки на учет крупнейшего налогоплательщика в той межрегиональной (межрайонной) инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.
При этом процедура постановки на учет крупнейшего налогоплательщика носит уведомительный характер, т.е. без подачи крупнейшим налогоплательщиком заявления о постановке на учет, и заключается в передаче документов, содержащихся в учетном деле крупнейшего налогоплательщика, а также документов по налоговому контролю и лицевых счетов из инспекции МНС России по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика в межрегиональную (межрайонную) инспекцию МНС России по крупнейшим налогоплательщикам.
Корр.: Организация имеет объекты недвижимости на территории других субъектов Российской Федерации. По месту нахождения объектов начисляется и уплачивается налог на имущество. Вопрос: есть ли необходимость регистрировать обособленное подразделение в регионе, в котором находится недвижимость, если рабочие места там не создаются и недвижимость сдается в аренду?
С.С.: Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Кодекса обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Местом нахождения обособленного подразделения российской организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
Согласно Федеральному закону от 17.07.99 N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» рабочее место определяется как место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Учитывая вышеизложенное, если по месту нахождения недвижимого имущества организацией не создается обособленное подразделение, обладающее признаками, установленными статьей 11 Кодекса, то в этом случае у данной организации не возникает основания (в данном случае по месту нахождения обособленного подразделения) постановки на учет в налоговом органе.
В то же время, если недвижимое имущество находится у организации в собственности, то данная организация обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения этого недвижимого имущества.


Источник информации: www.consultant.ru/
urist, info@likvidation.ru
опубликовано 26 марта 2004 года
Смотрите также:
Однодневок стало меньше, но распознать их – сложнее
Упрощенное банкротство ликвидируемого ООО
Продажа фирмы
Определение кадастровой стоимости недвижимости и земельных участков
Порядок погашения налоговых и иных обязательных платежей при ликвидации
+



+ Спасибо за вашу заявку!

Мы перезвоним вам в течении 15 минут

+ Возникла ошибка при отправке данных!

Пожалуйста, повторите попытку немного позже

+
Вектор Права
ул. Селезневская, д. 11А, стр.1, оф. 202 г. Москва
(495) 772-44-87