О недостатках закона "О коммерческой тайне". Бракованная тайна

Сентябрь 3, 2004

Цифры говорят о постоянном увеличении экономических преступлений, связанных с незаконным получением и оборотом информации, имеющей большую ценность для бизнеса.
Хозяйствующие субъекты как никогда озабочены проблемами сохранности конфиденциальной информации, ноу-хау и секретов производства. Некоторые предпринимали попытки защитить свои «информационные интересы» через суд. Но из-за недостаточности нормативной базы далеко не все они увенчались успехом. Поэтому Федеральный закон «О коммерческой тайне» ждали с нетерпением и возлагали на него большие надежды. Закон вступил в силу — это главное. Но сегодня мы поговорим о его недостатках.
!В первую очередь обращает на себя внимание терминологический сумбур в формулировке целей и сферы применения Закона. Согласно ст. 1 Закон регулирует отношения, связанные с:
— отнесением информации к коммерческой тайне;
— передачей «такой» информации;
— охраной «ее» конфиденциальности.
При изучении основных понятий, используемых в Законе (ст. 3), становится ясно, что первый вид регулируемых им отношений сформулирован некорректно.
!Коммерческая тайна согласно ст. 3 представляет собой не разновидность информации, а ее определенное состояние — конфиденциальность, которая позволяет обладателю информации при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Сведения же, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны, именуются «информацией, составляющей коммерческую тайну». Следуя этой терминологии, Закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к информации же, составляющей коммерческую тайну.
Согласен — «масло масленое». Но на этом примере мы видим, что законодатель больше заботился о красоте языка, нежели о последовательности в соблюдении утвержденной им же терминологии.
?Из определений основных понятий также не ясно, каким образом «коммерческая тайна» перекликается с «конфиденциальной информацией», что образует серьезную прореху, — является ли первая синонимом или разновидностью второй?
!Далее. Информацией, составляющей коммерческую тайну, является научно-техническая, технологическая, производственная,
финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая
екреты производства (ноу-хау), которая отвечает трем требованиям:
— имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности третьим лицам;
— к ней нет доступа на законном основании;
— ее обладателем введен режим коммерческой тайны.
Дефиниция развивает положения ст. 139 ГК РФ, перечисляя некоторые виды информации, составляющей коммерческую тайну.
Вместе с тем их перечень не закрыт: он заканчивается словами «или иная информация». Поэтому информацией, составляющей коммерческую тайну, может быть любая информация, отвечающая перечисленным требованиям (критериям) и не отнесенная к сведениям, которые не могут составлять коммерческую тайну (ст. 5).
Кроме того, Закон «Еопределяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну». Их перечень дан в ст. 5. В него попали разновидности неконфиденциальных сведений, содержащихся до принятия Закона в различных правовых актах.
!Информация, составляющая коммерческую тайну, считается полученной незаконно, если при ее получении умышленно преодолены меры, которые были приняты обладателем информации по ее охране, а также если получающее информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну другого лица «и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания» (п. 4 ст. 4).
Более ранняя редакция законопроекта «О коммерческой тайне» содержала специальное понятие «неправомерные способы получения коммерческой тайны». Но по каким-то причинам законодатель избежал конкретизации, и эта дефиниция была изъята из Закона.
Информация, составляющая коммерческую тайну, считается приобретенной законным способом, если она была получена от ее обладателя на законном основании, в том числе на основании договора (п. 2 ст. 4), либо в ходе «исследований, систематических наблюдений или иной деятельности» (п. 3 ст. 4).
В последнем случае речь идет о так называемых независимых открытиях, от которых интересы обладателя конфиденциальной информации не защищены ни в одной стране мира. Практикой доказано, что большинство отдельных компонентов даже конфиденциальной информации могут быть свободно получены из открытых источников (Интернет, справочники и т. д.). Но как быть, если лицо целенаправленно собирает по крупицам конфиденциальную информацию другого лица? В этом случае интересы законного обладателя информации подлежат защите только при доказанности обстоятельств, указанных в п. 4 ст. 4.
Нечеткой представляется структура Закона — он не разбит на разделы (главы), хотя из его содержания можно легко вычленить нормы общего действия и нормы, развивающие их положения применительно к конкретным ситуациям.
Возьмем ст. 10, 11, 12 и 13. Статья 10 «Охрана конфиденциальности информации» устанавливает перечень обязательных превентивных мер, которые должен принять в отношении конфиденциальной информации ее обладатель.
! Обратим внимание: статья говорит об «обладателе» в широком смысле слова. Следом идущие три статьи субъективируют этого обладателя. Но проблема в том, что превентивные меры, являющиеся обязательными для обезличенного обладателя конфиденциальных сведений согласно ст. 10, как по составу, так и по количеству не совпадают с мерами, которые должны принимать для охраны конфиденциальности своей информации работодатель (ст. 11), контрагент в рамках гражданско-правовых отношений (ст. 12), а также госорганы и иные лица, перечисленные в ст. 13 Закона. Из ст. 11, 12 и 13 не следует, что, помимо установленных в них специальных правил, применяются и общие, содержащиеся в ст. 10. Например, должен ли работодатель снабжать свои документы конфиденциального характера грифом «коммерческая тайна»?
Аналогичная история и с ответственностью за нарушение комментируемого Закона — «главы» без названия о двух статьях (14 и 15). Например, применяются ли п. 4 и 5 ст. 14 в отношении лиц и органов, перечисленных в п. 3 этой же статьи и ст. 15? Таким образом законодатель в очередной раз поставил нас в тупик.
Актуальными являются положения Закона, касающиеся использования информации, составляющей коммерческую тайну, в трудовых отношениях. В частности, предусмотрена обязанность работника «не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, после прекращения трудового договора в течение срока, предусмотренного соглашением между работником и работодателем, заключенным в период действия трудового договора, или в течение трех лет после прекращения трудового договора, если указанное соглашение не заключалось».
Как видно, указанное соглашение о неразглашении может быть заключено между сторонами только в период действия трудового договора (контракта).
Закон не устанавливает временных рамок исполнения обязательства о неразглашении, которое принимает на себя работник в соответствии с соглашением. Заметим, что речь идет именно о соглашении, то есть работник вправе отказаться от его подписания. Если такое соглашение сторонами не заключено (из-за отказа работника или по иным причинам), то действует императивная норма Закона, согласно которой работник обязан соблюдать режим конфиденциальности информации работодателя (и его контрагентов) в течение трех лет с момента прекращения трудовых отношений с ним.

В. ПОГУЛЯЕВ, юрист

Источник: Приложение к еженедельнику «Экономика и жизнь» — «Ваш партнер-консультант» N 34, 2004 г.

greenday, alexey@remake.ru
опубликовано 03 сентября 2004 года
Смотрите также:
Однодневок стало меньше, но распознать их – сложнее
Упрощенное банкротство ликвидируемого ООО
Продажа фирмы
Определение кадастровой стоимости недвижимости и земельных участков
Порядок погашения налоговых и иных обязательных платежей при ликвидации
+



+ Спасибо за вашу заявку!

Мы перезвоним вам в течении 15 минут

+ Возникла ошибка при отправке данных!

Пожалуйста, повторите попытку немного позже

+
Вектор Права
ул. Селезневская, д. 11А, стр.1, оф. 202 г. Москва
(495) 772-44-87