Регистрируем фирму в столице

Декабрь 8, 2005

Предприниматели в столице бьют тревогу. За последний месяц налоговая служба несколько раз обращала внимание на то, что будет проверять регистрационные документы в усиленном режиме. А за ошибки в них дисквалифицировать директоров и бухгалтеров. Так что, если вы решили открыть фирму, очень важно избежать неточностей при регистрации.

Документы в срок

Бухгалтеру, как главному доверенному лицу, учредители поручили зарегистрировать фирму. Как это сделать? Основная правовая информация о сроках и документах указана в Законе от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Бухгалтеру следует проверить, все ли уставные документы создаваемой организации оформлены. Для этого, во-первых, необходимо составить учредительный договор (для общества с ограниченной ответственностью) или договор о создании (для акционерного общества). Его должны подписать все участники новой фирмы, определив размеры долей или количество акций на каждого.

Если же учредитель в обществе только один, то вместо договора он должен написать решение о создании фирмы. Во-вторых, у новой организации должен быть устав. Многие начинающие предприниматели берут за основу типовую форму, не вчитываясь в подробности этого документа. Делать этого не стоит. Если вы не сильны в правовых вопросах, лучше проконсультироваться с юристом. Например, о компетенции руководящих структур в новой компании (генерального директора, совета директоров, собрания учредителей). Потому что нестыковки в уставе могут привести к конфликтам между владельцами компании и администрацией (генеральным директором).

Не забудьте подписать у учредителей также протокол о назначении генерального директора и приказ о вступлении его в должность. Оба этих документа необходимо будет подать в налоговую инспекцию вместе с заявлением о регистрации.

Если новую фирму организует другая компания, то кроме перечисленных выше к комплекту документов также следует приложить:

  • нотариально заверенную копию устава;
  • копию учредительного договора;
  • свидетельство о присвоении идентификационного номера налогоплательщика учредителя-организации (копию);
  • копию свидетельства о присвоении ОГРН учредителя.

Юридический адрес доставит проблемы

После того как учредительные документы готовы, бухгалтеру следует позаботиться о юридическом адресе фирмы. Это необходимо потому, что в заявлении о госрегистрации компании есть пункт, в котором необходимо указать «адрес (месторасположение) постоянно действующего исполнительного органа». Другими словами — место, где расположен офис гендиректора фирмы, или юридический адрес. Причем при регистрации налоговый инспектор, как правило, требует подтверждения указанных в заявлении данных. Такими доказательствами выступают оригинал и копия договора об аренде помещения и нотариальная копия свидетельства собственника, подтверждающая его право на нежилое помещение и сдачу его в аренду.

Кроме юридического адреса бухгалтеру следует позаботиться и о банковском счете. Однако это необходимо только в том случае, если уставный капитал общества формируется за счет денежных средств. Для этого счетному специалисту надо будет открыть временный накопительный счет. На него участники должны внести не менее половины минимального размера уставного капитала, то есть 10 000 рублей.

Ошибка в заявлении стоит дорого

Теперь можно приступать к самому заявлению. Форма Р11001 «Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании» утверждена постановлением правительства от 19 июня 2002 г. № 439 (приложение 1). Порядок заполнения бланка утвержден приказом ФНС от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16@.

Обратите внимание: заявителем при регистрации не может выступать генеральный директор.

В пункте 2 статьи 51 Гражданского кодекса сказано, что организация считается созданной с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Следовательно, руководитель приобретает право действовать от имени фирмы лишь после ее регистрации. Поэтому заявителем может выступать только учредитель общества. Он же подписывает заявление, причем сделать это необходимо в присутствии нотариуса. Однако такой порядок не мешает бухгалтеру заполнить все графы заявления, кроме этой, заранее. Для этого ему понадобятся паспортные данные учредителей и генерального директора, а также ИНН (если он есть).

Все странички заявления необходимо прошить и пронумеровать. В пункте 4 Требований, утвержденных постановлением правительства от 19 июня 2002 г. № 439, указано, что на месте прошива заявления следует поставить подпись и печать организации. Однако пока вас не зарегистрируют, печать получить вы не можете. Поэтому попросите нотариуса заверить место прошива на заявлении.

Отнеситесь к заполнению документов внимательно. Налоговый инспектор не примет заявление, если оно заполнено не полностью или, например, на одном из приложений нет подписи учредителя.

В налоговую – во всеоружии!

После того как вы собрали все документы, можно идти сдавать их в налоговую. В столице регистрацией организаций теперь занимается только одна инспекция – 46-я. Она расположена по адресу: Походный проезд, владение 3, корпус 1.

Как правило, учредитель-заявитель сам не относит в налоговую документы, он поручает это сделать бухгалтеру. В таком случае на счетного специалиста следует выдать нотариально заверенную доверенность. В ней надо указать, что заявитель поручает подать документы на регистрацию фирмы, а также получить свидетельство о регистрации. Более подробно о правилах составления доверенности читайте в «Московском бухгалтере» № 12 за 2004 год.

Вместе с заявлением бухгалтер должен взять с собой две копии расписки (лист 3 заявления по форме Р11001) с перечнем всех бумаг, которые он представляет в налоговую. Инспектор проверяет список документов, одну копию оставляет у себя, а вторую отдает счетному специалисту. Свидетельство о регистрации фирмы бухгалтер сможет получить только в обмен на этот документ (п. 5 Требований).

Кстати, вместе с документами лучше сдать папку, в которую инспекторы подошьют все бумаги по фирме. Конечно, скоросшиватель дело в вашу пользу не решит, но положительно повлиять на контролера вполне способен.

И наконец, после того, как вы получите свидетельство о регистрации, вам нужно будет изготовить печать, открыть расчетный счет в банке, встать на учет в Фонде социального страхования, Пенсионном, в ФОМС, а также в Госкомстате.

Готовая фирма за пять минут

В столице очень много юридических компаний, которые оказывают «услуги по предоставлению юридического адреса». Они заключаются в том, что с вами заключат договор на оказание услуг либо выдадут гарантийное письмо о предоставлении адреса.

Однако к таким предложениям следует относиться с осторожностью. Ведь инспектор, ознакомившись со свидетельством о регистрации, может выехать на место и проверить, действительно ли там расположена ваша фирма. В этом году в московском суде уже был дисквалифицирован предприниматель именно за то, что по адресу, указанному в заявлении, фирмы не оказалось (письмо ФНС от 13 сентября 2005 г. № ЧД-6-09/761). Так что подойдите к поиску адреса с особой внимательностью. К тому же от выбора адреса будет зависеть и номер инспекции, в которой вы будете отчитываться. А в этом вопросе тоже важно не ошибиться.

О других опасностях, подстерегающих предпринимателей и владельцев, которые приобретают фирму «под ключ», мы побеседовали с московскими адвокатами юридической компании «Современное право» Владленом Лабзенко и Вадимом Самойловым.

– В столице сейчас широко распространена практика, когда предприниматели для начала бизнеса покупают готовую компанию по сходной цене. Но скажите, так ли хорош этот вариант?

– Действительно это довольно популярный и прибыльный бизнес. Стоит это удовольствие недорого: 350–500 долларов. Не надо возиться с бумажной волокитой и бегать по инстанциям. А в некоторых случаях, если сроки работы горят, то траты эти к тому же и оправданны. Ведь начинать работу можно чуть ли не в день покупки.

Но предпринимателей, которые организовывают бизнес таким образом, стоит предупредить о некоторых проблемах, которые могут возникнуть при неправильном оформлении сделки. Ее структура проста: при покупке готовой фирмы либо меняются учредители (выводятся старые и вводятся свои), либо назначается новый генеральный директор. В такой ситуации в большинстве случаев складывается ложное впечатление, что прежних владельцев компании больше видеть не суждено.

Однако через некоторое время (особенно после того, как ваша компания начала быстро и успешно развиваться) вы рискуете встретиться со старыми учредителями в суде или правоохранительных структурах. Причина простая. Старый владелец заявляет, что подпись на заявлении о выходе из состава учредителей (на договоре о продаже доли в уставном капитале) не его. Все объяснения в суде о том, что данную компанию вы добросовестно приобрели у регистраторов, не будут иметь никакого значения. Последствия вы можете представить себе сами.

– И что они хотят?

– Требования незваных гостей, как правило, одни и те же. Старые учредители хотят денег. Причем сумма, которую они желают, прямо пропорциональна масштабам развития вашей компании. Казалось бы, заплатил и продолжай работать дальше. Трудность в том, что о требованиях визитеров вы узнаете не сразу. Более того, если старые учредители – люди юридически грамотные, то о проблемах вы узнаете только тогда, когда деятельность компании будет полностью парализована. На практике предложения от бывших владельцев поступают к вам уже после подачи в суд искового заявления.

Доводы заявителей весьма банальны. Во-первых, «данный договор я не подписывал (подпись не моя)». Во-вторых, «денег я за эту долю (переданные акции) не получал». Кстати, отсутствие у вас расписки от прежнего владельца будет основанием для признания договора купли-продажи долей (акций) незаключенным в силу безденежности договора. Поэтому суд признает, что смена учредителей была незаконной. А следовательно, старые «хозяева» станут юридическими владельцами вашей компании, что дает им право на основании судебного решения управлять вашим бизнесом.

– Как же в этой ситуации следует вести себя владельцу компании?

– Чтобы не допустить полной потери контроля над бизнесом, реальному хозяину лучше всего перевести все имущество компании, контракты и денежные средства на другую фирму. Здесь дорога каждая минута. Однако сделать это возможно далеко не всегда. Порой у старого учредителя на руках есть решение суда о наложении ареста на все имущество компании в качестве обеспечительных мер по иску. Расчетный счет в этом случае будет арестован, а денежные средства на нем для вас станут недоступными. Ситуация не из приятных: работа компании полностью парализована!

– Что же делать в такой ситуации, чтобы окончательно не потерять бизнес?

– К сожалению, единой панацеи здесь нет. Развитие событий каждый раз сложно предугадать, поскольку слишком много факторов влияния. Но первое, что нужно предпринять владельцу без раздумий, – это вступить в переговоры с инициатором захвата и выяснить, что он хочет. Параллельно необходимо изучить все материалы и документы по данному делу. В том числе и те, которые находятся в суде.

После того как вы изучите все обстоятельства, необходимо будет принять решение. Если требования старых владельцев ограничиваются для вас незначительной суммой, то, может быть, есть смысл с ними договориться. Бизнес-то дороже!

– Ну а если сумма слишком высока либо требования невыполнимы?

– Тогда можем посоветовать следующее: старайтесь затягивать переговоры. Например, скажите, что вы обдумываете предложение или заболели (в командировке, отпуске и т. п.). За это время выработайте стратегию минимизации потерь. Конечно, в таких ситуациях желательны консультации со специалистами.

– Скажите, а как на практике предотвратить возникновение подобных ситуаций?

– Любой юрист вам скажет, что фирму регистрировать нужно «с нуля»: самостоятельно или через проверенных партнеров. Это самый надежный вариант. Конечно, времени потребуется немного больше – около двух-трех недель.

– Но на практике чаще всего возникает ситуация, когда сроки поджимают. Как быть в таком случае?

– Да, от такого развития событий никто не застрахован. Бывает, что нужно срочно начинать работу или вообще для ее начала необходимо оформить лицензии. В этом случае без покупки компании обойтись будет непросто. Однако сделать это нужно грамотно.

Первоначально запомните: договор купли-продажи доли в уставном капитале (или акций, если это АО) старые учредители должны подписывать только в вашем присутствии и только своей рукой! Нелишним в этом случае будет проверить у гражданина, подписывающего договор, паспорт, чтобы убедиться, что это действительно он. Обратите внимание: подпись, которую старый владелец поставит в договоре, должна быть похожа на ту, что в паспорте.

– А если подписи различаются?

– Распечатайте другой экземпляр договора и попросите его расписаться заново. Более того, продавец доли или акций должен написать вам расписку, в которой он указывает, что получил деньги по данному договору и в соответствующем размере. Причем это требование является обязательным условием купли-продажи доли в уставном капитале (акций акционерного общества).

– А у нотариуса заверять договор надо?

– Для большей уверенности вы можете это сделать, однако закон не выдвигает такого требования.

– Значит, при соблюдении этих довольно простых требований бухгалтер или предприниматель при покупке фирмы «не обожжется»?

– Если вы все сделаете разумно, то в суде всегда сможете доказать, что договор был реально заключен и подписи на договоре настоящие. Да и бывший хозяин фирмы, подписавший договор, вряд ли будет после этого иметь к вам претензии.

В любом случае, если купленная на стороне компания начала развиваться, не поленитесь самостоятельно зарегистрировать новое предприятие и переоформить на него все активы. Даже несмотря на то, что все было сделано грамотно и через надежных регистраторов. По деньгам это стоит недорого, а рисков будет меньше на порядок.

Н. Свистунова

greenday, alexey@remake.ru
опубликовано 08 декабря 2005 года
Смотрите также:
Однодневок стало меньше, но распознать их – сложнее
Упрощенное банкротство ликвидируемого ООО
Продажа фирмы
Определение кадастровой стоимости недвижимости и земельных участков
Порядок погашения налоговых и иных обязательных платежей при ликвидации
+



+ Спасибо за вашу заявку!

Мы перезвоним вам в течении 15 минут

+ Возникла ошибка при отправке данных!

Пожалуйста, повторите попытку немного позже

+
Вектор Права
ул. Селезневская, д. 11А, стр.1, оф. 202 г. Москва
(495) 772-44-87