Устав без визы: фирма без счета

Май 24, 2007

Столичные организации столкнулись с новыми проблемами при открытии расчетного счета. Регистрируя компании, налоговики перестали визировать учредительные документы, а банки отказываются принимать не заверенный инспекцией устав.

Елена Маляренко

Непредвиденный результат

К нововведениям единого регистрационного центра кредитные учреждения оказались не готовы. Только штамп ведомства может убедить их в подлинности устава. Но в законе от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ не прописано, что ИФНС должна заверять учредительные документы организаций при госрегистрации, замечает исполнительный директор и ведущий юрист компании «Грани» Юлия Чигодайкина:

– Сами инспекторы заявляют, что ведомство не несет ответственности за содержание информации в учредительных документах предприятия. Регистрация подразумевает лишь занесение сведений о фирме в Единый государственный реестр юридических лиц, созданный для формирования общей информационной базы по предприятиям. Для индивидуальных предпринимателей – ЕГРИП.

Ни один законодательный акт не устанавливает, что отметка инспекции на уставе закрепляет его подлинность. На основании этого оригиналом считается документ, который хранится у фирмы, говорит юрист:

– Он должен быть пронумерован, прошнурован и заверен печатью компании. Для других организаций правоспособность впервые созданного предприятия подтверждает свидетельство о регистрации в ЕГРЮЛ, а экземпляр, который фирма получает в ИФНС, – всего лишь копия. Достоверность содержащейся в уставе информации обеспечивает выписка. Следовательно, отказ банка открывать фирме расчетный счет на основании того, что устав не завизирован в ИФНС, – неправомерен. Кредитная организация просто идет на поводу у налогового органа. Она обязана открыть счет, если фирма предъявила подтверждающие документы.

Тем не менее только 1 банк из 6 готов принять устав без отметки инспекции. При этом юристы проверят все документы фирмы. Счет откроют без проволочек, только если бумаги будут в порядке. Остальные банки отказывают, ссылаясь на внутреннюю инструкцию, согласно которой существует установленный перечень документов, нарушать который нельзя. Например, такого мнения придерживаются «Абсолют банк» и «МДМ-банк». «При проверке у инспекторов Центробанка может возникнуть вопрос, почему операция была оформлена несоответствующим образом», – так объясняют кредитные организации свою позицию и советуют фирмам смириться и ждать копий устава.

Возврат к прошлому

Без расчетного счета деятельность компании практически парализуется. Из-за изменения процедуры регистрации фирма не может оперативно открыть счет. Корень зла – в увеличении срока получения документов. Если ранее организациям сразу выдавали копию устава с отметкой налоговиков на руки, то теперь это занимает больше времени. Напомним: до недавнего момента МИФНС № 46 истребовала у фирм 2 экземпляра устава. Один из них инспекторы возвращали компании, предварительно завизировав его. Оказалось, что данный порядок не соответствует закону, говорит Юлия Чигодайкина:

– Согласно нормам права, налоговый орган заносит данные о новых организациях в ЕГРЮЛ на основании заявления от руководителя, решения о создании компании и устава. Также нужно приложить документ об уплате госпошлины (ст. 12 закона № 129-ФЗ). В течение 5 дней инспекция выдает фирме свидетельство о регистрации и выписку из реестра.

Но на практике МИФНС № 46 одновременно с этими документами выдавала предприятию копию устава со своей визой. Второй экземпляр оставался у них. Сегодня ситуация кардинальным образом изменилась. Фирме больше не нужно подавать 2 устава. Инспекция принимает документы, заносит данные в ЕГРЮЛ, а устав отправляет в ведомство по месту учета компании, где она может получить его копию с отметкой, говорит юрист:

– Но при этом процедура сильно затягивается. По закону, налоговики должны подготовить их за 5 дней. Этот срок сначала выдерживает МИФНС № 46, а затем и инспекция по месту учета налогоплательщика. Таким образом, фирма не может действовать в течение 10 дней, не считая времени, потраченного на доставку документов из одного ведомства в другое.

Как сообщили «Московскому бухгалтеру» в ИФНС № 8, ускорить процесс возможно. Нужно лишь приехать в инспекцию по месту учета со своим экземпляром устава и оплатить госпошлину по срочному тарифу – 400 рублей за 1 документ (п. 23 постановления правительства от 19 июня 2002 г. № 438). Налоговики сверят копии и поставят отметку.

Любопытно, что данная проблема характерна только для столицы. По словам Юлии Чигодайкиной, в других городах ситуация совершенно иная. Фирму можно зарегистрировать без лишних хлопот в установленные законом 5 дней. Об этом говорит пункт 5 Правил ведения ЕГРН, утвержденных постановлением правительства от 26 февраля 2004 г. № 110 (ознакомиться с текстом документа можно в справочной правовой системе КонсультантПлюс).

Источник: журнал «Московский бухгалтер»

greenday, alexey@remake.ru
опубликовано 24 мая 2007 года
Смотрите также:
Однодневок стало меньше, но распознать их – сложнее
Упрощенное банкротство ликвидируемого ООО
Продажа фирмы
Определение кадастровой стоимости недвижимости и земельных участков
Порядок погашения налоговых и иных обязательных платежей при ликвидации
+



+ Спасибо за вашу заявку!

Мы перезвоним вам в течении 15 минут

+ Возникла ошибка при отправке данных!

Пожалуйста, повторите попытку немного позже

+
Вектор Права
ул. Селезневская, д. 11А, стр.1, оф. 202 г. Москва
(495) 772-44-87