Предъявите паспорт… внешнеэкономической сделки

Сентябрь 29, 2004

Предъявите паспорт… внешнеэкономической сделки

Изменения валютного законодательства потребовали принять ряд новых инструкций. О том, что нового в правилах составления паспортов сделок, вы узнаете из этой статьи.
Как известно, 18 июня 2004 г. вступил в силу Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Статья 20 этого Закона посвящена паспорту внешнеэкономической сделки.
Следует отметить, что ранее действовавший Закон РФ от 09.10.1992 N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» не содержал таких норм. Однако это не означает, что «паспорт сделки» — новое понятие для российского законодательства.
Просто ранее вопросы, связанные с применением паспорта сделки, регулировались инструкциями Центрального банка России, в частности инструкцией ЦБ РФ и ГТК РФ от 13.10.1999 N 86-И/01-23/26541 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» и инструкцией ЦБ РФ и ГТК РФ от 04.10.2000 N 91-И/01-11/28644 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров». В настоящее время эти инструкции утратили силу.
Итак, в соответствии со ст. 20 Закона N 173-ФЗ паспорт сделки в первую очередь является документом валютного контроля.
Законодательно закреплено, что паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в пас-
порте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.
ЦБ РФ установил единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами, для чего принял два новых документа:
— инструкцию от 15.06.2004 N 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее — Инструкция N 117-И);
— положение ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее — Положение N 258-П).
Оба документа вступили в силу 18 июня 2004 г.
Рассмотрим, что нового принесли эти нормативные акты для организаций, осуществляющих валютные операции.
Прежде всего отметим, что теперь, если сумма внешнеторгового контракта невелика, а именно не превышает в эквиваленте 5000 долларов на дату заключения контракта, валютный контроль по таким сделкам не осуществляется и соответственно подтверждающие документы в уполномоченный банк не представляются (п. 1.2 Положения N 258-П и п. 3.2 Инструкции N 117-И). То есть паспорт сделки нужно оформлять, только если сумма контракта больше 5000 долларов.
Порядку оформления, переоформления и закрытия паспорта сделки посвящена глава 3 Инструкции N 117-И.
В отличие от ранее действовавшего порядка, предусматривавшего различные формы паспорта сделки для экспортных и импортных операций, в настоящее время используется единая форма паспорта сделки для оформления экспортных и импортных валютных операций. Эта форма приведена в приложении 4 к Инструкции N 117-И.
Отдельная форма паспорта сделки установлена для оформления получения или выдачи российской организацией кредита (займа) (приложение 4 к Инструкции N 117-И).
Паспорт сделки оформляется при осуществлении валютных операций резидентом <*> и нерезидентом <**> в случаях:
— если платежи и зачисление валюты производятся через счета резидента, открытые в уполномоченных банках;
— если платежи и зачисление валюты производятся через счета в иностранном банке в случаях, установленных валютным законодательством РФ или актами органов валютного регулирования, к которым относятся Правительство РФ и ЦБ РФ;
— в иных случаях — на основании разрешений, выданных ЦБ РФ.
Такие расчеты должны производиться:
— при экспорте товаров (работ, услуг), передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности по внешнеторговому договору, заключенному между резидентом и нерезидентом;
— при импорте товаров (работ, услуг), передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности по внешнеторговому договору, заключенному между резидентом и нерезидентом;
— при предоставлении резидентами займов в иностранной валюте и в рублях РФ иностранным лицам;
— при получении резидентами займа или кредита от иностранных лиц.
В этих случаях резидент по каждому контракту или кредитному договору оформляет один паспорт сделки.
Паспорт сделки оформляется до совершения валютной операции.
Для оформления паспорта сделки резидент представляет в банк следующие документы:
а) два экземпляра паспорта сделки, заполненного в соответствии с приложением 4 к Инструкции N 117-И.
Если паспорт сделки оформляется организацией, то он подписывается двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи, а в случае отсутствия в штате главного бухгалтера паспорт сделки подписывается одним лицом, наделенным правом первой подписи. Кроме того, паспорт сделки необходимо заверить печатью;

————————

<*> Резиденты — это организации, созданные по законодательству РФ, их филиалы, представительства и иные подразделения, находящиеся за пределами территории РФ, а также индивидуальные предприниматели (п. 6 ст. 1 Закона N 173-ФЗ ).
<**> Нерезиденты — это юридические лица и организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и находящиеся за пределами территории РФ, их филиалы, представительства и иные подразделения, находящиеся на территории РФ, а также физические лица, не являющиеся резидентами (п. 7 ст. 1 Закона N 173-ФЗ).

б) внешнеторговый контракт или кредитный договор;
в) разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), если такое разрешение необходимо для совершения внешнеторговой сделки;
г) разрешение на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте в случаях, предусмотренных валютным законодательством РФ <*>;
д) иные документы из числа указанных в п. 4 ст. 23 Закона N 173-ФЗ, необходимые для оформления паспорта сделки. Отметим, что по этому пункту могут быть затребованы следующие документы:
— документы, удостоверяющие личность физического лица;
— документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
— документ о государственной регистрации юридического лица;
— свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
— другие документы.
После представления паспорта сделки и всех необходимых документов банк проводит их проверку. Срок такой проверки сейчас ограничен тремя рабочими днями (п. 3.10 Инструкции N 117-И).
Если все документы оформлены правильно, оба экземпляра паспорта сделки подписываются ответственным лицом банка и заверяются печатью банка, после чего один из экземпляров паспорта сделки возвращается резиденту.
Однако банк может и отказать в подписании паспорта сделки. Происходит это в случаях, если:
— данные внешнеторгового контракта (кредитного договора) не соответствуют данным, указанным в паспорте сделки;
— паспорт сделки оформлен с нарушением установленных требований;
При этом максимальный срок возврата банком представленных документов также составляет три рабочих дня, следующих за датой их представления в банк.
Обратим внимание на следующий момент. Иногда возникают случаи, когда в контракт в ходе его исполнения вносятся изменения или дополнения. Если такие изменения или дополнения затрагивают сведения или информацию, содержащуюся в оформленном паспорте сделки, он подлежит переоформлению.

————————

<*> Резиденты — юридические лица вправе без ограничений открывать счета в иностранных банках только с 19 июня 2005 г. До этого момента им следует руководствоваться положением ЦБ РФ от 28.04.2004 N 256-П «О временном порядке выдачи Банком России юридическим лицам — резидентам, не являющимся кредитными организациями и валютными биржами, разрешений на открытие и использование счетов в банках за пределами Российской Федерации».

Для переоформления паспорта сделки в банк представляются следующие документы:
— два экземпляра паспорта сделки, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт (кредитный договор), либо изменений иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки;
— документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт (кредитный договор);
— иные документы, указанные в п. 4 ст. 23 Закона N 173-ФЗ, необходимые для переоформления паспорта сделки;
— разрешение органов валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору) через счета, открытые в банке-нерезиденте, в случаях, если требуется получение указанного разрешения.
Номер паспорта сделки, присвоенный при его первоначальном оформлении банком, переносится в переоформленный паспорт сделки и сохраняется в неизменном виде до закрытия паспорта сделки и досье по паспорту сделки в банке.
Инструкцией N 117-И также определены случаи, когда банк закрывает паспорт сделки. Это происходит:
— при представлении резидентом в банк письменного заявления о закрытии паспорта сделки в связи с переводом контракта (кредитного договора) из банка на расчетное обслуживание в другой уполномоченный банк;
— при представлении резидентом в банк письменного заявления о закрытии паспорта сделки в связи с исполнением сторонами всех обязательств по контракту, т.е. в случае поставки товаров (работ, услуг) и получения выручки за них, или в связи с их прекращением по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. В этом случае в банк представляются документы, подтверждающие прекращение обязательств по контракту (кредитному договору) по иным основаниям;
— по истечении 180 календарных дней, следующих за указанной в паспорте сделки датой завершения исполнения обязательств по контракту (кредитному договору);
— в иных случаях.
Заявление о закрытии паспорта сделки должно быть составлено в соответствии с требованиями, установленными пунктами 4.1 — 4.3 Инструкции N 117-И, предусматривающими порядок перевода контракта в другой уполномоченный банк.
Оформив паспорт сделки и совершив валютную операцию, резиденты должны представить в банк подтверждающие документы, связанные с проведением валютной операции. Такие документы оформляются согласно Положению N 258-П.
В уполномоченный банк необходимо представлять документы, подтверждающие факт экспорта (импорта) товаров, работ, услуг, например ГТД.
Помимо самих подтверждающих документов резидент также обязан представить справку о подтверждающих документах в двух экземплярах. При этом справка должна быть оформлена в соответствии с требованиями, установленными в приложении 1 к Положению N 258-П.
Срок представления таких документов и справки — до 15 календарных дней после окончания месяца осуществления экспорта товаров (работ, услуг) либо до 45 календарных дней после окончания месяца осуществления импорта товаров. При этом конкретные сроки представления подтверждающих документов устанавливаются банком (ранее срок представления ГТД составлял 15 дней с даты принятия решения о выпуске товара).
При осуществлении валютных операций по контракту через счета, открытые в иностранном банке, представляются справка о расчетах через счета за рубежом в двух экземплярах, а также копии банковских выписок, подтверждающих осуществление указанных в справке валютных операций по контракту.
Срок представления вышеуказанных подтверждающих документов — 45 календарных дней, следующих за месяцем осуществления валютных операций по контракту через счета, открытые в иностранном банке.
Если по внешнеторговому контракту предусмотрено зачисление рублей РФ от нерезидента на счет российской организации в банке, в банк представляются два экземпляра справки о поступлении валюты РФ, идентифицирующей по паспортам сделок денежные средства, поступившие за отчетный месяц.
В справке о поступлении рублей РФ указываются код вида валютной операции и дата ее зачисления на счет, данные о сумме платежа (в рублях и в единицах валюты цены контракта), а также номер паспорта сделки.
Справка должна быть заполнена в соответствии с формой, установленной в приложении 2 к Положению N 258-П.
Срок представления вышеуказанной справки — 15 календарных дней, следующих за месяцем осуществления указанных операций по контракту.
Далее банк производит проверку информации, указанной в представляемых справках.
Срок такой проверки не должен превышать 7 рабочих дней, следующих за датой представления справок.
В том случае, если справки оформлены и заполнены правильно, оба их экземпляра подписываются ответственным лицом банка и заверяются печатью.
Один из экземпляров помещается банком в досье паспорта сделки, а второй экземпляр справок и оригиналы подтверждающих документов возвращаются резиденту не позднее 7 рабочих дней, следующих за датой их представления в банк.
Следует учитывать, что помимо вышеперечисленных документов банк наделен правом запросить у резидента и поместить в досье по паспорту сделки и иные документы или их копии.
В некоторых случаях банк возвращает резиденту представленные документы. Это происходит, если:
— представленные резидентом справки заполнены и (или) оформлены с нарушением требований, установленных Положением N 258-П;
— информация, указанная в справках, не соответствует сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, на основании которых заполнены справки;
— документы, на основании которых заполнены справки, не представлены, или представлены не все документы, или они оформлены в ненадлежащем порядке.
Срок возврата — 7 рабочих дней, следующих за датой представления документов в банк.
В этом случае организация должна повторно представить те же документы, но заполненные надлежащим образом. При этом документы должны быть представлены в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты их получения от банка.
Положением N 258-П ЦБ РФ разрешил представлять справки не только на бумажных носителях, но и в электронном виде.
Если справки представляются на бумажных носителях, они должны быть надлежаще заверены в порядке, аналогичном заверению паспорта сделки.
А в случае представления резидентом в банк справок в электронном виде между банком и резидентом устанавливается процедура признания аналога собственноручной подписи, а также определяются порядок и условия его использования.

Е. КАРСЕТСКАЯ, АКДИ «Экономика и жизнь»

Источник: Ежемесячный журнал «Новая бухгалтерия» N 9, 2004 г.

greenday, alexey@remake.ru
опубликовано 29 сентября 2004 года
Смотрите также:
Однодневок стало меньше, но распознать их – сложнее
Упрощенное банкротство ликвидируемого ООО
Продажа фирмы
Определение кадастровой стоимости недвижимости и земельных участков
Порядок погашения налоговых и иных обязательных платежей при ликвидации
+



+ Спасибо за вашу заявку!

Мы перезвоним вам в течении 15 минут

+ Возникла ошибка при отправке данных!

Пожалуйста, повторите попытку немного позже

+
Вектор Права
ул. Селезневская, д. 11А, стр.1, оф. 202 г. Москва
(495) 772-44-87