Налоги с выплат иностранным работникам

Март 22, 2004

Налоги с выплат иностранным работникам
В настоящее время на стройках работает большое число иностранных граждан, прежде всего из стран ближнего зарубежья. При этом следует отметить, что порядок налогообложения доходов иностранных граждан, состоящих в трудовых отношениях с российскими строительными организациями, такой же, как и в организациях, осуществляющих иные виды деятельности. Вместе с тем указанный порядок существенно отличается от порядка, предусмотренного для граждан России.

С 1 января 2003 г. утратил силу п. 2 ст. 239 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым налогоплательщики-работодатели освобождались от уплаты единого социального налога с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладали правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь. Таким образом, на наш взгляд, теперь со всех выплат иностранным гражданам, являющихся объектом налогообложения ЕСН, следует исчислять и уплачивать данный налог. Рассмотрим порядок налогообложения выплат, осуществляемых российской строительной организацией-работодателем в пользу иностранных работников с учетом особенностей действующего законодательства.

Налог на доходы физических лиц

Порядок налогообложения доходов иностранных работников в виде заработной платы, получаемой за выполнение трудовых обязанностей, зависит не столько от гражданства физического лица, сколько от его налогового статуса — является ли оно налоговым резидентом Российской Федерации или не является.

Особенности налогообложения доходов отдельных категорий иностранных граждан установлены ст. 215 НК РФ, в соответствии с которой не подлежат налогообложению доходы:

1) глав, а также персонала представительств иностранного государства, имеющих дипломатический и консульский ранг, членов их семей, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами РФ, за исключением доходов от источников в

РФ, не связанных с дипломатической и консульской службой этих физических лиц;

2) административно-технического персонала представительств иностранного государства и членов их семей, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами РФ или не проживают в РФ постоянно, за исключением доходов от источников в РФ, не связанных с работой указанных физических лиц в этих представительствах;

3) обслуживающего персонала представительств иностранного государства, которые не являются гражданами РФ или не проживают в РФ постоянно, полученные ими по своей службе в представительстве иностранного государства;

4) сотрудников международных организаций в соответствии с уставами этих организаций.

Данная льгота предоставляется только в том случае, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении вышеуказанных лиц либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) РФ.

Перечень иностранных государств (международных организаций), в отношении граждан (сотрудников) которых применяются нормы ст. 215 НК РФ, определяется федеральным органом исполнительной власти, регулирующим отношения РФ с иностранными государствами (международными организациями) совместно с МНС России.

В настоящее время действует совместный Приказ МИД и МНС России от 13.11.2000 г. N 13748/БГ-3-06/387 «Об освобождении от налогообложения доходов отдельных категорий иностранных граждан», регламентирующий освобождение от налогообложения доходов отдельных иностранных граждан в соответствии с прилагаемым перечнем.

Если организация в указанном перечне не поименована, то в отношении физических лиц, работающих в ней, применяется следующий порядок налогообложения.

Согласно ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, получающие доходы из источников, расположенных в РФ. Налогообложение доходов в виде заработной платы резидентов РФ согласно п. 1 ст. 224 НК РФ производится по ставке 13%. Доходы нерезидентов РФ облагаются по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Определение налогового статуса иностранного гражданина зависит от количества дней пребывания в РФ.

В соответствии со ст. 6.1 части первой НК РФ течение срока фактического нахождения на территории РФ начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию Российской Федерации.

Календарная дата дня отъезда за пределы территории Российской Федерации включается в количество дней фактического нахождения на территории Российской Федерации.

Даты отъезда и даты прибытия физических лиц на территорию Российской Федерации устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина. В настоящее время МНС России допускает и другие документы в качестве доказательства дней фактического пребывания физических лиц на территории РФ при отсутствии отметок пропускного контроля.

Иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в Российской Федерации, либо иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в установленном порядке по месту проживания на территории Российской Федерации и состоящие на начало налогового периода в трудовых отношениях с организациями, предусматривающих продолжительность работы в Российской Федерации в текущем календарном году свыше 183 дней, считаются налоговыми резидентами Российской Федерации на начало отчетного периода с последующим уточнением статуса налогоплательщика.

Уточнение налогового статуса налогоплательщика производится: на дату фактического завершения пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) на территории Российской Федерации в текущем календарном году; на дату отъезда гражданина Российской Федерации на постоянное местожительство за пределы Российской Федерации; на дату, следующую после истечения 183 дней пребывания в Российской Федерации российского или иностранного гражданина либо лица без гражданства.

В случае если доходы от выполнения трудовых обязанностей иностранным физическим лицом до истечения 183 дней его пребывания на территории Российской Федерации в календарном году облагались по ставке 30%, то по истечении указанного срока организация вправе произвести перерасчет налога по ставке 13% и зачесть переплату налога на доходы физических лиц в счет предстоящих платежей или вернуть налогоплательщику излишне удержанные с него суммы налога на основании соответствующего заявления. Указанная позиция в настоящее время поддерживается налоговыми органами (Письмо УМНС России по г. Москве от 26.12.2002 г. N 28-11/63744, Письмо УМНС России от 23.12.2002 г. N 27-08Н/62778).

Отдельные иностранные физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ (то есть проживающие в РФ менее 183 дней в году), могут быть освобождены от налогообложения или применять иные льготы и освобождения по правилам устранения двойного налогообложения. Статус резидента указанных лиц определяется по правилам международного договора страны, резидентом которой является это физическое лицо.

Для этого иностранное физическое лицо должно представить в органы МНС России официальное подтверждение того, что оно является резидентом государства, с которым РФ заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами РФ, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.

Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведения зачета, налоговых вычетов или привилегий.

При отсутствии указанного подтверждения налогообложение доходов, полученных налогоплательщиком-нерезидентом от российских источников, производится по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ) без применения налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 ПК РФ ( п. 3 ст. 210 НК РФ).

Таким образом, согласно НК РФ для подтверждения статуса налогового резидента физическое лицо должно фактически находиться на территории РФ не менее 183 дней в календарном году, причем дата заключения контракта и срок контракта в данном случае значения не имеют. Иностранное физическое лицо будет являться налоговым резидентом РФ на 184-й день своего пребывания на территории РФ (в течение одного календарного периода), если иное не предусмотрено международными соглашениями.

Обращаем внимание, что граждане РФ, состоящие на регистрационном учете по месту жительства и по месту пребывания в пределах РФ, а также иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в РФ, либо иностранные граждане, временно пребывающие на территории РФ, зарегистрированные в установленном порядке по месту проживания на территории РФ и состоящие на 1 января 2001 г. в трудовых отношениях с организациями, включая филиалы и представительства иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, предусматривающих продолжительность работы в РФ в текущем календарном году свыше 183 дней, считаются налоговыми резидентами РФ на начало отчетного периода (п. 3 раздел I Методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 29.11.2000 г. N БГ-3-08/415; далее — Методические рекомендации).

Следовательно, при отсутствии у иностранного гражданина на начало года указанных документов в течение 183 дней пребывания в РФ в рамках одного календарного года налог на доходы физических лиц следует удерживать по ставке 30%, а с 184-го дня пребывания следует сделать перерасчет налога по ставке 13%.

При этом надо отметить, что, строго следуя нормам НК РФ, у налогового агента право на применение ставки 13% возникает только на 184-й день пребывания физического лица в РФ в течение одного календарного года. Методические рекомендации расширяют перечень условий, при которых иностранное лицо будет иметь право на ставку 13% налога на доходы физических лиц.

Например, предприятие в 2004 году принимает на работу иностранных граждан:

1. При наличии (по состоянию на 1 января 2004 г.) у иностранного гражданина разрешения на постоянное проживание в РФ или временной регистрации по месту проживания на территории РФ, срок которой истекает позднее 2 июля того же года, а также трудового договора с предприятием, срок действия которого предусматривает пребывание данного работника на территории РФ свыше 183 дней, предприятие (налоговый агент) производит исчисление налога на доходы физических лиц с доходов, выплачиваемых данному работнику, по ставке 13%.

2. Если срок временной регистрации работника — иностранного гражданина по месту проживания на территории РФ истекает до 2 июля, то предприятие (налоговый агент) производит исчисление налога на доходы физических лиц с доходов, выплачиваемых данному работнику, по ставке 30% без предоставления налоговых вычетов и других льгот.

В случае если по окончании срока действия временная регистрация будет продлена и общий срок пребывания работника — иностранного гражданина на территории РФ фактически превысит 183 календарных дня, налоговый агент имеет право пересчитать сумму исчисленного и удержанного ранее налога с применением ставки 13% и предоставлением всех предусмотренных для резидентов РФ налоговых вычетов и зачетов.

3. Если на работу принят иностранный гражданин, который прибыл на территорию РФ после 1 июля, то налог на доходы физических лиц в течение данного налогового периода исчисляется по ставке 30% (до 31 декабря осталось меньше 183 дней).

4. Если на момент заключения трудового договора с иностранным гражданином предприятие не может быть уверено в том, что этот гражданин пробудет на территории РФ более 183 дней (например, договор заключен на три месяца — 90 дней; до заключения договора иностранный гражданин пробыл на территории РФ менее 93 дней), то налог следует исчислять по ставке 30%.

Во всех случаях, если по окончании налогового периода окажется, что иностранный гражданин пробыл в общей сложности на территории РФ более 183 календарных дней, вся излишне удержанная налоговым агентом (предприятием-работодателем) сумма налога может быть возвращена этому гражданину самим налоговым агентом — по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления (п. 1 ст. 231 НК РФ) либо налоговым органом — на основании налоговой декларации.

Единый социальный налог

Согласно ст. 235 НК РФ плательщиками единого социального налога признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями);

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Некоммерческие организации, являющиеся юридическими лицами, в соответствии со ст. 11 НК РФ признаются организациями в целях налогообложения и соответственно, выплачивая заработную плату иностранным сотрудникам, — плательщиками единого социального налога (далее — ЕСН).

В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Выплаты физическим лицам, состоящим с организацией в названных выше отношениях, являются объектом налогообложения по ЕСН.

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата начисляется в соответствии с трудовым договором и является вознаграждением за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплатой компенсационного и стимулирующего характера.

Таким образом, если организация выплачивает заработную плату сотрудникам в соответствии с трудовым договором либо вознаграждение за выполненные услуги в соответствии с гражданско-правовым договором, то обложение единым социальным налогом осуществляется в установленном законодательством порядке.

Пункт 2 ст. 239 НК РФ, устанавливающий льготы по ЕСН части выплат в пользу иностранных граждан, утратил силу с 1 января 2003 г. в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2001 г. N 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Таким образом, в 2004 году ЕСН начисляется организациями при выплате по трудовому договору иностранному физическому лицу в полном объеме по соответствующим ставкам с учетом всех предусмотренных Налоговым кодексом РФ льгот и исключений.

Нередко некоммерческие организации, не ведущие коммерческую деятельность, сталкиваются с вопросом начисления ЕСН при выплате заработной платы работникам из средств целевого финансирования.

Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ указанные в п. 1 этой статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Поскольку организация является некоммерческой, предпринимательской деятельностью не занимается и не формирует налоговую базу по налогу на прибыль, то она не может воспользоваться положениями указанного пункта.

Следовательно, в налоговую базу по единому социальному налогу включаются любые выплаты и вознаграждения, начисленные организацией в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, и авторским договорам, с учетом положений ст. 238 и 239 НК РФ.

Что касается взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона РФ от 24.07.98 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» действие данного Закона распространяется, в частности, на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

Таким образом, исчисление и уплата указанных взносов с выплат иностранным гражданам производится так же, как и с выплат гражданам РФ. Тарифы страховых взносов утверждены Федеральным законом от 12.02.2001 г. N 17-ФЗ.

Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ

Несколько по-иному складывается ситуация со страховыми взносами на обязательное государственное пенсионное страхование.

Начисление взносов по обязательному пенсионному страхованию в 2004 году производится в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (далее — Закон N 167-ФЗ).

Так, согласно ст. 7 этого Закона застрахованными лицами помимо граждан Российской Федерации являются иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации (как временно, так и постоянно), если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору В связи с этим с выплат в пользу иностранных граждан, являющихся застрахованными лицами, должна производиться уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и, следовательно, применяться налоговый вычет при исчислении ЕСН.

По мнению Департамента налоговой политики Минфина России, изложенному в Письме от 14.08.2003 г. N 04-04-04/96, у организации возникает обязанность по уплате ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с производимых выплат в пользу иностранных работников, занятых на территории Российской Федерации, независимо от места заключения договора и порядка осуществления таких выплат, независимо от наличия или отсутствия права данных работников на пенсионное и социальное обеспечение в Российской Федерации за счет средств соответствующих фондов, а также статуса этих работников (постоянное или временное проживание на территории Российской Федерации).

В то же время согласно ст. 3 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию наравне с российскими гражданами имеют только иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В данной ситуации необходимо обратиться к самому понятию обязательного пенсионного страхования, содержащемуся в ст. 3 Закона РФ N 167-ФЗ. Так, под обязательным пенсионным страхованием понимается система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Данная компенсация осуществляется за счет обязательных сборов, размер, порядок начисления и уплаты которых установлены настоящим Законом. Таким образом, реализация права на получение трудовой пенсии иностранными гражданами обеспечивается взиманием указанных сборов.

Принимая во внимание тот факт, что страховые взносы, уплачиваемые в Пенсионный фонд РФ, не являются безвозмездным платежом, взимаемым с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, а предполагают предоставление государством плательщикам этих взносов права на получение трудовой пенсии, а также учитывая, что право на пенсию имеют только иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, можно сделать вывод о том, что взносы по обязательному пенсионному страхованию на заработную плату иностранных граждан, не проживающих постоянно в РФ, начисляться не должны.Контактные телефоны: 928-9256, 928-1015.

/Аудит и налогообложение/

Источник:www.pravcons.ru

urist, info@likvidation.ru
опубликовано 22 марта 2004 года
Смотрите также:
Однодневок стало меньше, но распознать их – сложнее
Упрощенное банкротство ликвидируемого ООО
Продажа фирмы
Определение кадастровой стоимости недвижимости и земельных участков
Порядок погашения налоговых и иных обязательных платежей при ликвидации
+



+ Спасибо за вашу заявку!

Мы перезвоним вам в течении 15 минут

+ Возникла ошибка при отправке данных!

Пожалуйста, повторите попытку немного позже

+
Вектор Права
ул. Селезневская, д. 11А, стр.1, оф. 202 г. Москва
(495) 772-44-87