Если налоговый закон непонятен - Юридическое бюро "Вектор Права"

Сентябрь 3, 2004

Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить. Однако практика показывает, что обеспечить соблюдение этого требования не удается.

Сергей Разгулин
Источник:
ИНФОБИЗНЕС

При возникновении у налогоплательщика вопросов о порядке применения закона, он вправе получить от уполномоченных государственных органов необходимую информацию. За разъяснениями налогоплательщик обращается в налоговый орган, как правило, по месту своего учета 1 . Однако в связи с преобразованием МНС России в Федеральную налоговую службу, в Налоговый кодекс внесены поправки, которые отразились на порядке проведения разъяснительной работы (Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ).

Со 2 августа 2004 года (дата вступления в силу поправок в Налоговый кодекс) налогоплательщики будут вправе получать от налоговых органов информацию (в том числе в письменном виде):

  • действующих налогах и сборах;
  • законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
  • порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
  • правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
  • порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.

Информирование в рассматриваемом случае может пониматься как доведение до сведения налогоплательщика или воспроизведение информации, содержащейся в актах законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актах. Разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщик будет вправе получать от Министерства финансов РФ и финансовых органов. Причем Минфин России будет предоставлять разъяснения о применении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Финансовые органы субъектов Российской Федерации будут отвечать на вопросы, связанные с применением регионального налогового законодательства. Обязанность письменно разъяснять применение нормативных правовых актов о местных налогах и сборах возлагается на финансовые органы местного самоуправления (статья 34.2 Кодекса).

Представляется, что внесенные поправки не имели целью ограничить право налогоплательщика на получение от Минфина России разъяснений, касающихся порядка исчисления и уплаты всех налогов и сборов, элементы по которым закреплены Кодексом. Налоговые органы должны будут учитывать разъяснения финансовых органов, адресованные налогоплательщикам.

Обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, станет выполнение письменных разъяснений, данных финансовым органом (или иным уполномоченным органом) или должностным лицом в пределах установленной компетенции (подпункт 3 пункта 1 статьи 111 Кодекса). Это означает, что если выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений стало причиной совершения правонарушения, то налогоплательщик освобождается от ответственности.

Налогоплательщики, которые следовали письменным разъяснениям, полученным от налоговой инспекции, и нарушили при этом налоговое законодательство, также могут быть освобождены от ответственности, если соответствующее разъяснение было предоставлено в пределах компетенции налогового органа.

В пункте 35 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что к разъяснениям, о которых упоминает подпункт 3 пункта 1 статьи 111 Кодекса, следует относить письменные разъяснения руководителей соответствующих федеральных министерств и ведомств, а также иных уполномоченных на то должностных лиц (финансовых органов, органов государственных внебюджетных фондов, таможенных органов, органов внутренних дел).

Исходя из процитированного пункта 35 Постановления, можно сделать вывод, что под разъяснениями понимаются исключительно официальные письменные разъяснения, представляемые должностным лицом при выполнении им своих полномочий.

Слово «официальный» употреблено в значении «исходящий от лица, положением о котором (должностной инструкцией) закреплены соответствующие полномочия». Официальные документы — документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер (статья 5 Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»).


Разъяснение может содержаться как в документе нормативного характера, включая акты индивидуально-правового характера, так и в письмах, направленных налогоплательщику 2 .

Обратим внимание: разъяснения финансовых или налоговых органов не являются обязательными для налогоплательщика. Налогоплательщик вправе не согласиться с полученным разъяснением — пониманием налоговым или иным уполномоченным органом норм законодательства, и отстаивать свою позицию.

Основа взаимоотношений участников налоговых отношений — закон. Для налогоплательщиков являются обязательными лишь нормативные правовые акты органов исполнительной власти, да и то при условии, когда они:

  • издаются в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях;
  • содержание издаваемых актов не изменяет и не дополняет законодательство о налогах и сборах.

При этом не только нормативный правовой акт, но и разъяснение исполнительного органа власти, которое имеет нормативное содержание, может быть признано не соответствующим Налоговому кодексу РФ, если им, в частности, ограничиваются права налогоплательщиков, изменяются основания, условия, последовательность или порядок действий участников налоговых отношений.


1Надо сказать, что за последнее время многие из Методических рекомендаций МНС России о порядке исчисления и уплаты отдельных налогов были отменены. Таким образом, позиция налоговых органов по тому или иному вопросу могла стать известной налогоплательщику только посредством получения ответа на запрос.

2 Публикации в средствах массовой информации (статьи, комментарии, интервью и т. п.) не отвечают указанным требованиям и представляют собой частное мнение государственного служащего. В соответствии с Федеральным законом от 31.07.1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственный служащий вправе заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью.

greenday, alexey@remake.ru
опубликовано 03 сентября 2004 года
Смотрите также:
Однодневок стало меньше, но распознать их – сложнее
Упрощенное банкротство ликвидируемого ООО
Продажа фирмы
Определение кадастровой стоимости недвижимости и земельных участков
Порядок погашения налоговых и иных обязательных платежей при ликвидации
+



+ Спасибо за вашу заявку!

Мы перезвоним вам в течении 15 минут

+ Возникла ошибка при отправке данных!

Пожалуйста, повторите попытку немного позже

+
Вектор Права
ул. Селезневская, д. 11А, стр.1, оф. 202 г. Москва
(495) 772-44-87