ЕГРЮЛом — по «однодневкам»
Март 22, 2004
ЕГРЮЛом — по «однодневкам» |
Вы, наверное, думали, что ЕГРЮЛ — это государственный реестр юридических лиц? Нет, это одно из орудий борьбы с фирмами-однодневками, что убедительно доказано в Письме МНС России от 30 декабря 2003 г. № БГ-6-09/1390.
По мнению МНС РФ, ведение Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) налоговыми органами должно способствовать массе самых разных полезных вещей, таких как «усиление налоговой дисциплины», «контроль за правильностью и своевременностью внесения налоговых платежей» и т. п. А еще с помощью ЕГРЮЛа можно успешно выявлять фирмы-однодневки. Три признака и три операции фирм-однодневок Законодательство не дает определения фирмы-однодневки, но МНС РФ этот пробел исправило. «Фирма-однодневка — юридическое лицо, создаваемое под конкретную операцию или на конкретный срок, как правило, на квартал». Названные юридические лица: — не имеют целью вести какую-либо деятельность; — не представляют отчетность (или представляют «нулевую») налоговым органам. Среди учредителей подобных фирм имеются реальные лица — это те, кто указан в учредительных документах, и «теневые» — которые на самом деле всем руководят и «обладают необходимыми материальными ресурсами». Вот такая бюрократическая двусмысленность, извините, получилась…
Приводит налоговое ведомство и «классификацию схем», популярных у однодневок, в частности: —экспортные операции — для незаконного возмещения налога на добавленную стоимость; —обналичивание и обезналичивание денег для сокрытия выручки; —получение кредитов с последующим закрытием фирмы. При всем при этом МНС РФ с сожалением признает, что на этапе госрегистрации выявить фирму-однодневку невозможно, за исключением случаев, когда представляются данные из недействительных паспортов. Но уж обнаружив такой факт, в регистрации следует непременно отказать. Если выявился «несуществующий адрес», то лучше фирму зарегистрировать, а по выявленному отвратительному факту применить штраф по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ (за представление недостоверных сведений о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа юрлица — 50 МРОТ). Так что не вздумайте переехать куда-нибудь, не уведомив налоговиков. Если же имеет место только «наличие оснований полагать», что сведения о месте нахождения исполнительного органа недостоверны, то сразу нужно провести проверку, по результатам которой опять же… по статье 14.25. Конечно, когда «основания полагать» нашли подтверждение. Выявление ошибок в отчетности при помощи ЕГРЮЛ Одним из характерных признаков однодневки названо «несоответствие сведений о постоянно действующем исполнительном органе юридического лица в ЕГРЮЛ и сведений, содержащихся в налоговых декларациях, бухгалтерской отчетности». Вы сменили главного бухгалтера, руководителя? Будьте любезны в 3-дневный срок сообщить, куда надо. В смысле, в налоговый орган. Иначе — штраф по ст. 14.25 КоАП, и совершенно на законном основании (здесь МНС РФ почему-то ссылается на п. 3 ст. 5 Закона № 129-ФЗ; на самом деле данное требование установлено п. 5 ст. 5 Закона от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Не спутайте — такой же номер имеет Закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», который в документе МНС почему-то упорно называется законом «О бухгалтерской отчетности»). Но это еще не все. В случае когда в ходе мероприятий налогового контроля (на которые вы, уважаемые, сами нарвались) будет выявлено, что бухгалтерская отчетность или налоговые декларации подписаны лицами, сведений о которых нет в ЕГРЮЛе, то нарушителю грозит сначала проверка на основании ст. 88 НК РФ, затем, при обнаружении ошибок или противоречий между сведениями, требование внести соответствующие исправления. Если же в установленный требованием налогового органа срок «правильная» декларация или бухгалтерская отчетность не будут представлены, то нарушителя привлекут к налоговой ответственности. Тут сразу оговоримся, что согласно ст. 108 НК РФ общие принципы привлечения к налоговой ответственности предполагают, что лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его вина не доказана и на то не будет вступившего в законную силу решения суда. Обязанность же по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения, лежит на налоговом органе. А сомнения трактуются в пользу налогоплательщика. А как у вас с уставным капиталом? Разделы II и III Письма МНС РФ посвящены контролю уставного капитала. Законодательство о госрегистрации не позволяет в момент регистрации проверять уставный капитал. Но если выяснится, что 50% уставного капитала ООО на момент регистрации не оплачено, то должностное лицо юрлица привлекут к ответственности по все той же ст. 14.25 КоАП за недостоверные сведения. Далее МНС переходит к Гражданскому кодексу РФ, в котором определено, что, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов окажется меньше уставного капитала, необходимо объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение последнего (ст. 90 — для ООО; ст. 99 — для АО). Так вот, когда налоговый орган обнаружит «уменьшение чистых активов хозяйственного общества относительно уставного капитала», регистрирующий орган привлечет должностное лицо к ответственности (все та же ст. 14.25). Поэтому, пожалуйста, не забудьте вовремя подать сведения об изменении в учредительных документах для внесения соответствующих правок в ЕГРЮЛ. В случае когда стоимость чистых активов общества станет меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, регистрирующий налоговый орган обратится в арбитражный суд с иском о ликвидации. Реорганизация для ухода от налогов Налоговое ведомство предупреждает: реорганизация юрлиц в форме выделения или разделения зачастую используется для уклонения от налогов. Выделение особенно удобно для уклонений, поскольку не возникает правопреемства в отношении реорганизованного юрлица в части исполнения его обязанности по уплате налогов (п. 8 ст. 50 НК РФ). Однако выделившиеся лица могут исполнить главную обязанность солидарно. Если на то будет соответствующее решение суда. При разделении, наоборот, правопреемство имеет место (п. 6 ст. 50 НК РФ). Но если правопреемников несколько, долю каждого участника определить бывает сложно. В ситуации, когда разделительный баланс полной картины не дает и ни один из участников не может уплатить налоги в полном объеме, то опять-таки вновь возникшие юрлица могут сделать это солидарно. Правда, для этого придется доказать по суду, что данная реорганизация была направлена на неисполнение обязанности налогоплательщика (п. 7 ст. 50 НК РФ). Как поступят налоговые органы? Постараются обнаружить подозрительные факты на основании регистрационных дел реорганизованных юрлиц и обратятся в суд с иском по уплате налогов вновь созданными компаниями. Роль ЕГРЮЛ в ликвидации компаний Ликвидация юридического лица, как и реорганизация, может быть средством ухода от главной обязанности налогоплательщика. Поэтому здесь очень важно, чтобы все подразделения налоговых инспекций работали слаженно на всех этапах данного длительного процесса. В действиях возможны варианты в зависимости от сложившейся обстановки. План «Перехват» Регистрирующий орган получил уведомление о ликвидации юрлица (независимо от того, принято ли решение судом или учредителями). В ЕГРЮЛ вносятся записи о нахождении такого юрлица и об этом извещается отдел камеральных проверок, отдел выездных проверок, юротдел и др. Те, в свою очередь, проводят мероприятия налогового контроля: выездные, камеральные проверки, акты сверки, уточнение сумм задолженности по налогам, санкциям и т. п. План «Предупрежден — вооружен» Регистрирующий уведомлен о том, что формируется ликвидационная комиссия или назначен ликвидатор, или составляется промежуточный баланс. Полученные сведения предписано немедленно направить в отраслевые отделы налогового органа. План «Не дать уйти, не заплатив» Если представлены документы для «государственной регистрации юрлица в связи с ликвидацией», регистрирующий орган запрашивает отраслевые отделы налоговых органов об исполнении этим юрлицом обязанности по уплате налогов и сборов. Выявив несоответствие данных ликвидационного баланса сведениям, имеющимся у налогового органа, регистрирующие органы сочтут баланс непредставленным и на этом основании в регистрации факта ликвидации откажут. Не менее решительного отказа следует ожидать тем должникам — юридическим лицам, в отношении которых решения о ликвидации приняты, а имущество окажется недостаточным для удовлетворения требований кредиторов (на основании п. 1 ст. 224 Закона от 22 октября № 127-ФЗ «О банкротстве»). В таком случае на основании п. 2 Закона № 127-ФЗ ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. И. Ордынская, эксперт «БП» Источник: www.akdi.ru |
опубликовано 22 марта 2004 года
Однодневок стало меньше, но распознать их – сложнее
Упрощенное банкротство ликвидируемого ООО
Продажа фирмы
Определение кадастровой стоимости недвижимости и земельных участков
Порядок погашения налоговых и иных обязательных платежей при ликвидации