Возврат товаров: решения сегодняшних проблем
Март 26, 2004
Возврат товаров: решения сегодняшних проблем |
Фирма
продала товар. Потом его вернули. Вопросы: что делать с реализацией в
учете, как платить НДС?
В практике торговых фирм возврат товаров явление обыденное. Причины возврата разные: обнаружены дефекты, проданный товар не удалось реализовать розничным продавцам и др. Порой и сами продавцы, чтобы не потерять клиента, идут навстречу и принимают товар, хотя договор они исполнили надлежащим образом. От того, на каком основании делают возврат – по закону или по взаимной договоренности, – зависит его бухучет и сколько придется заплатить налогов. Цель налоговиков – доказать, что возврат товаров не что иное, как продажа клиентом товаров продавцу. Она же, как известно, облагается НДС (ст. 146 НК РФ). В итоге получается двойная реализация: первый раз, когда вы отгрузили товар покупателю, а второй раз – когда он вам его вернул. Естественно, такой вариант развития событий крайне невыгоден продавцу. Ведь он уже перечислил в казну НДС, хотя фактически реализации не произошло (товар в конце концов вернули). А потом, когда фирма очередной раз продает тот же товар, обязанность по уплате НДС возникает снова. Для наглядности поясним сказанное на примере.
Углубимся в дебри Налогового кодекса. В нем сказано, что реализацией товаров считают передачу права собственности на них (ст. 39 НК РФ). Если же стороны договора надлежащим образом его исполнили, право собственности на товар переходит к покупателю. Делаем вывод: каждый случай перехода права собственности признается реализацией. Поэтому при возврате товара по каким-либо причинам, которые не предусмотрены Гражданским кодексом, происходит обратная реализация от бывшего покупателя к бывшему поставщику. А любая реализация увеличивает налогооблагаемую базу по всем налогам, в том числе и НДС. Ваша задача – уйти от «двойной» реализации. Иными словами, доказать, что право собственности на продукцию, которую возвращает покупатель, не перешло. А чтобы сделать это, надо учитывать нюансы в рознице и опте. Начнем с розницы Итак, в вашем магазине сделали покупку, а через некоторое время вам ее вернули. Причем явных причин для этого нет. Ясно, что, если ничего не предпринимать, возврат будет расценен налоговой как «обратная» продажа товаров: продавец фактически станет покупателем. Придется платить лишние налоги (см. пример 1). Как поступить? Идеальный вариант, когда «не понравившийся» товар вам принесли в день продажи. Над реализацией (а значит, и НДС) тогда думать не придется, так как ее считают в конце рабочего дня на основании Z-отчета. Надо оформить возврат денег по кассе и считать ранее выданный чек ошибочно пробитым. По правилам эксплуатации ККМ (утверждены приказом Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104) для этого кассир должен забрать у клиента кассовый чек и подписать его у заведующего и составить акт о возврате денег по форме № КМ-3. Плюс ко всему надо составить накладную на возвращаемый товар. Однако этот вариант не подходит, когда покупку принесли позже. Ведь ее реализация тогда уже отражена на 90-м счете. Да и товар этот уже у покупателя в собственности. Но решение есть. Нарочно признайте, что возвращаемый вам товар не соответствует качеству или комплектности. Об этом укажите в накладной на оприходование ценностей. Тогда по Гражданскому кодексу (ст. 475, 480) договор купли-продажи расторгается, поскольку не выполнены его условия. Товар возвращается в собственность продавца. И обе стороны оказываются в положении, которое было до продажи. А списать реализацию можно сторнировочными записями.
Продавец в этом случае не пострадает. То, что ему вернули нормальный товар, а не «дефектный», доказать очень трудно. Однако есть товары, которые не подлежат возврату и обмену. Их перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55. К таким товарам относят парфюмерию, текстиль, автомобили и др. Чтобы расторгнуть договор по таким товарам, лучше всего использовать формулировку «непредоставление информации о продаваемом товаре». Дальше все так же: договор расторгается, право собственности переходит к продавцу, сторнировочные записи. А закончим оптом и производством Свои товары оптовики и производители продают другим оптовым или розничным продавцам. Оформить от них возврат, чтобы не получилось «двойной» реализации, вы можете, как и в рознице: специально нарушить условия договора купли-продажи и тем самым свести на нет переход права собственности (а вместе с тем и НДС). Подходящих поводов для этого больше, чем в рознице:
Основанием для возврата будет акт об установленном расхождении по качеству и количеству по форме № ТОРГ-2. Чтобы стимулировать продажи, многие оптовики принимают обратно тот товар, который не смогли реализовать розничные торговцы. Это называется «возврат». Самый оптимальный вариант, чтобы право собственности не переходило дважды (и не начислялся «лишний» НДС), – прописать в договоре буквально следующее: «товары переходят в собственность к покупателю в момент их оплаты». В этом случае реализация будет происходить только один раз, когда розничный продавец рассчитается с вами за проданный им товар. А те ценности, которые у него не продались, он вернет по возвратной накладной. Ну а раз возвращаемые товары принадлежат оптовику, НДС платить не надо.
Суровые реалии Однако, к сожалению, зачастую магазины не сообщают оптовику того, что они продали. Вы им периодически отгружаете товар, а от них поступают «обезличенные» деньги. Иными словами, не видно, какой именно товар они продали и, соответственно, за что поступили деньги. Разбираться порой бесполезно. Тем более что по закону магазин и не обязан отчитываться перед оптовиком, ведь это не договор комиссии. Он обязан погасить задолженность, да и только. Как быть? Можно предусмотреть в договоре обязанность магазина представлять, например, в конце каждого месяца заверенный печатями отчет. Он и будет содержать всю информацию, необходимую для определения момента реализации. Ведь в конце концов «розница» всегда знает, какие товары проданы. Но тут выступает человеческий фактор: не всегда магазины согласны принять на себя дополнительную «бумажную» работу. Приходится искать выход дальше. Задача – выделить из всех поступивших денег себестоимость товара, который фактически был продан. Для этого в учетной политике закрепите собственную «методологию определения себестоимости реализованного товара при переходе права собственности после оплаты». Такую возможность предоставляет пункт 8 ПБУ 1/98 «Учетная политика организаций». К примеру, вы можете определять себестоимость товара по удельному весу от выручки.
Т. Русинова, генеральный директор компании «Академия Аудита», www.academ.ru Источник: |
опубликовано 26 марта 2004 года
Однодневок стало меньше, но распознать их – сложнее
Упрощенное банкротство ликвидируемого ООО
Продажа фирмы
Определение кадастровой стоимости недвижимости и земельных участков
Порядок погашения налоговых и иных обязательных платежей при ликвидации