Одного поля ягоды
Апрель 23, 2004
Одного поля ягоды |
Прошлым
летом налоговые полицейские передали свои полномочия сотрудникам милиции.
В I квартале этого года оперативники и налоговики решили объединить свои
усилия в поисках недобросовестных налогоплательщиков и выпустили приказ о
совместной работе*. Чем же грозит этот союз организациям и
предпринимателям?
Итак, два министерства, МНС и МВД, теперь будут совместно бороться против налоговых правонарушений и проводить их профилактику. Ничего хорошего для плательщиков налогов и сборов такая перспектива не сулит. Через МНС милиция получает свободный доступ к документам и информации о деятельности организаций или предпринимателей. При этом благодаря новому приказу работники МНС не нарушают налоговую тайну (подп. 6 п. 1 ст. 32 НК РФ). Кроме того, министерства плавно обошли некоторые ограничения Налогового кодекса по проведению налоговых проверок налогоплательщиков. Однако обо всем по порядку. А ЗАЧЕМ НАМ МИЛИЦИЯ? До начала или во время проведения налоговой проверки сотрудники МНС могут призвать на помощь защитников правопорядка в трех случаях: 1) если проверка проводится по материалам, которые предоставили сотрудники ОВД; 2) милиционеров можно привлечь в качестве специалистов и специалистов-ревизоров. К сожалению, приказ не указывает, в каких случаях это нужно сделать. Скорее всего речь идет о подделках или фальсификации документов. Участие специалистов-ревизоров может понадобиться при проверке обоснованности строительных смет; 3) сотрудники МВД могут охранять налоговиков во время проверки. Правда, оперативники по зову налоговиков могут и не приехать. Прежде чем позвать милиционеров, руководитель проверки обязан четко объяснить им в запросе, с какой целью он их приглашает. Если такая причина не ясна, начальник ОВД не имеет права посылать на проверку своих подчиненных. О том, что «люди в сером» участвуют в проверке, налогоплательщик узнает сразу. В постановлении о назначении выездной проверки указываются все проверяющие лица, в том числе и сотрудники милиции. Если милиция приходит на помощь налоговикам во время проверки, в решение о проведении налоговой проверки нужно просто внести дополнение. Обратите внимание: если милиционеры в решении не указаны, принимать участие в проверке они не могут (п. 1 ст. 91 НК РФ). Проводится совместная проверка по правилам Налогового кодекса. Точно так же, по правилам кодекса, оформляются ее результаты, происходит их обжалование. ПЕРВЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ НЕ ПРЕДЛАГАТЬ Основная часть приказа посвящена порядку обмена информацией между подразделениями МВД и МНС. Налоговики должны сообщать милиционерам о найденных признаках преступлений. А сотрудникам ОВД надо делиться с налоговиками информацией о налоговых нарушениях, которые им удалось обнаружить. Обмен данными происходит так. Предположим, милиционеры проводят свои разыскные мероприятия и обнаруживают налоговое правонарушение. Эти сведения они передают налоговикам. Причем милиционеры должны указать наименование организации, ее ИНН и КПП, адрес и какие именно нарушения они обнаружили. Без этих сведений налоговая инспекция никаких действий предпринимать не будет. Получив же из милиции правильно составленное сообщение, налоговики в десятидневный срок должны назначить выездную или камеральную проверку. Таким образом, работа сотрудников ОВД (иногда даже скрытая от глаз налогоплательщика) может обернуться для организации или предпринимателя вполне реальной налоговой проверкой. Ну а чего ждать налогоплательщику, если уже налоговики обнаружат сведения о преступлении? В таком случае они должны передать их в милицию. Согласно приказу, это нужно сделать уже после того, как завершится налоговая проверка и руководитель инспекции или его заместитель вынесет итоговое решение. В своем сообщении налоговики указывают все сведения о налогоплательщике и выявленном нарушении. Кроме того, они должны приложить документы, подтверждающие нарушение. Вдобавок именно налоговики должны будут рассчитать сумму неуплаченных налогов, а также их долю в общей сумме налогов, подлежащих уплате. Это необходимо, чтобы решить вопрос о том, является ли нарушение преступлением в соответствии со статьей 199 Уголовного кодекса. Помимо этого налоговики должны позаботиться о получении копий приказов о назначении на должность лиц, отвечающих за финансово-хозяйственную деятельность организации. Также инспекторы могут передать милиционерам копии всех жалоб налогоплательщика, а также судебных решений, принятых по результатам проверки. СКРЫТАЯ УГРОЗА Самое интересное – организация или предприниматель абсолютно не в курсе происходящего! Милиционеры и налоговики обмениваются информацией без участия налогоплательщика. Так что ему надо быть готовым к тому, что обычная налоговая проверка может иметь для него куда большие последствия, чем доначисление налогов, пеней и штрафа. Причем все его аргументы в свою защиту уже заранее известны милиционерам. Это уже является нарушением прав налогоплательщика, в том числе и права на защиту. Ведь предоставляя в ходе проверки документы налоговикам, что он обязан сделать (п. 7 ст. 23 НК РФ), налогоплательщик фактически передает милиции доказательства против себя самого. А это он не обязан делать по Уголовно-процессуальному кодексу (п. 40 ст. 5 УПК РФ) и статье 51 Конституции России. А между тем такое право чиновники получают на совершенно законных основаниях. Что скрывается за формулировкой «предварительное ознакомление сотрудников органов внутренних дел с материалами»? На деле это означает, что налоговики, обнаружившие в ходе проверки преступление, могут сообщить об этом в ОВД, не дожидаясь ее окончания. В таком случае сотрудники милиции получают право знакомиться с материалами от налоговиков, а также «давать рекомендации», как в дальнейшем проводить проверку и закреплять доказательства. Таким образом, механизм «предварительного ознакомления» позволяет милиционерам фактически участвовать в проверке без всяких запросов со стороны налоговых органов. Выезжать на место проверки им, естественно, не надо. Но при этом налогоплательщик даже и не догадывается, что им уже интересуются компетентные органы. Милиция просто получает дополнительные возможности влияния на деятельность организации. И наконец, плавно устраняется ограничение Налогового кодекса о невозможности проводить более чем одну проверку по налогу за год. Налоговикам к вам приезжать и не надо. Они будут изучать документы, которыми их должна обеспечить милиция по мере необходимости. * Совместный приказ МНС России и МВД России от 22 января 2004 г. № 76/АС-3-06/ 37 «Об утверждении нормативных правовых актов, порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пересечению налоговых правонарушений и преступлений». Александр МИХАЙЛОВСКИЙ |
журналом «Московский бухгалтер», №04 2004 г. |
опубликовано 23 апреля 2004 года
Однодневок стало меньше, но распознать их – сложнее
Упрощенное банкротство ликвидируемого ООО
Продажа фирмы
Определение кадастровой стоимости недвижимости и земельных участков
Порядок погашения налоговых и иных обязательных платежей при ликвидации