Право на получение отсрочки по уплате налога
Май 11, 2004
Право на получение отсрочки по уплате налога |
Согласно ст. 21 НК РФ
налогоплательщики имеют право получать отсрочку, рассрочку, налоговый
кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях,
установленных НК РФ. Срок изменяется в форме отсрочки, рассрочки,
налогового кредита, инвестиционного налогового кредита уплаты налога и
сбора (ст. 61 НК РФ). Изменением срока уплаты налога и сбора признается
перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.
Отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора предоставляются в порядке и на условиях, изложенных в ст. 64 НК РФ. Отсрочки или рассрочки предоставляются на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки заинтересованному лицу являются (п. 2 ст. 64 НК РФ): 1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; 2) задержка этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа; 3) угроза банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога; 4) имущественное положение физического лица, исключающее возможность единовременной уплаты налога; 5) сезонный характер производства или реализации товаров, работ или услуг данным лицом (перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации). Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из оснований, указанных выше в пп. 1 — 3. Следует заметить, что предоставление отсрочки и рассрочки по уплате федеральных налогов и налогового кредита предоставляется на основании фактических результатов данных годового (квартального) бухгалтерского отчета, а не ожидаемых данных хозяйственной деятельности организации. При возникновении у организации перечисленных оснований налогоплательщик обращается с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки, налогового кредита в соответствующий уполномоченный орган по месту учета. Такими уполномоченными органами для организации являются следующие структуры: Федеральная служба России по финансовому оздоровлению (ФСФО), где необходимо получить заключение о финансовом состоянии налогоплательщика; Финансово-казначейское управление конкретного административного округа г. Москвы, где необходимо получить разрешение на отсрочку по городскому бюджету; Департамент межбюджетных отношений Минфина России, где необходимо получить разрешение на отсрочку по федеральному бюджету. Исходя из изложенного нам представляется, что реально получить отсрочку (рассрочку) платежа или налогового кредита, например, по налогу на прибыль для организации возможно по основаниям, предусмотренным пп. 1 — 3 ст. 64 НК РФ. Для этого необходимо, во-первых, получить заключение уполномоченного органа о возможности наступления банкротства организации. Таким уполномоченным органом является ФСФО. Организации следует представить в территориальный орган ФСФО — Управление по финансово-экономическому оздоровлению ФСФО по конкретному округу (УФЭО ФСФО) следующие документы: Бухгалтерский баланс (форма № 1), Отчет о прибылях и убытках (форма № 2), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), так как данные формы представляются за последний год и за последний отчетный период текущего года, если по окончании финансового года прошло более квартала; Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по форме 5-З статистической отчетности за последний год и за последний отчетный период текущего года; справку налогового органа о величине налогов организации, подлежащих единовременной уплате, и о величине начисленных и уплаченных налогов за последний отчетный период текущего года. Заметим, что у организации-заявителя может быть запрошена иная информация, необходимая для подготовки заключения. В течение трех недель со дня представления всех необходимых документов территориальные органы ФСФО рассматривают их, подготавливают и направляют заключение организации-заявителю. Копия заключения направляется в Минфин России. Данное заключение может быть дано при условии выполнения организацией одновременно следующих условий: у организации есть в наличии собственные оборотные средства, и разность между величинами собственного капитала (стр. 490 формы № 1) и внеоборотных активов (стр. 190 формы № 1) меньше величины налогов, подлежащих единовременной уплате; величина прибыли, полученной организацией после налогообложения за последний отчетный период, меньше величины налогов, подлежащих единовременной уплате; в отношении организации-заявителя не возбуждено производство по делу о банкротстве. Во-вторых, организации следует получить решение уполномоченного органа о предоставлении отсрочки, рассрочки или налогового кредита. Поскольку налог на прибыль уплачивается в бюджеты разных уровней (в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации), необходимо получить два решения об изменении срока уплата налога на прибыль в части федерального и региональных бюджетов. Уполномоченным органом по городскому бюджету является отдел управления ресурсами финансово-казначейского управления административного округа. Уполномоченным органом по федеральному бюджету является Департамент межбюджетных отношений (или департамент, курирующий данную отрасль) Минфина России. Процедура рассмотрения и принятия решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов и сборов соответствующими департаментами Минфина России изложена в Порядке организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, утвержденном приказом Минфина России от 30.09.99 г. № 64н (далее — Порядок). Данным Порядком надлежит руководствоваться при оформлении документов для подачи заявления об изменении срока уплаты налогов в федеральный бюджет. Согласно п. 1 раздела I Порядка организация-налогоплательщик направляет на рассмотрение в соответствующий департамент Минфина России (в данном случае в Департамент отраслевого финансирования) заявление об изменении срока уплаты федеральных налогов и сборов, а также пени, зачисляемых в федеральный бюджет в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита. Налогоплательщиком в обязательном порядке представляются в соответствующий департамент Минфина России следующие документы (п. 9 раздела II Порядка): заявление налогоплательщика с просьбой о предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита (приложение № 1 к Порядку); справка налогового органа по месту учета налогоплательщика об отсутствии оснований, исключающих изменения срока уплаты налогов и сборов, а также пени, определенных в п. 1 ст. 62 НК РФ; справка налогового органа по месту учета налогоплательщика о задолженности в бюджеты разных уровней и о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в рамках реструктуризации), налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения; обязательство налогоплательщика, предусматривающее на период действия отсрочки (рассрочки) соблюдение условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты задолженности (приложение № 2 к Порядку); копия устава (положения) организации; баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства; документы об имуществе, которое может являться или является предметом залога, либо поручительство, если таковое имеется у налогоплательщика. В случае обращения о предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита по основаниям, определенным в п.п. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ, а именно угрозы банкротства при единовременной выплате налога представляются следующие документы: пояснительная записка налогоплательщика о причинах возникновения необходимости единовременной уплаты налогов с указанием их сумм; сведения о расчетных, валютных, депозитных счетах и наличии средств на них по состоянию на начало года, на начало каждого квартала и дату обращения за отсрочкой, рассрочкой, налоговым кредитом; сведения о предоставленных отсрочках, рассрочках, налоговых кредитах по основаниям, определенным в п.п. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ, в региональный и местный бюджеты; документы, подтверждающие возможность наступления банкротства в случае единовременной уплаты сумм налогов, утвержденные уполномоченным на это органом (заключение ФСФО). Принятые решения (как положительные, так и отрицательные) в трехдневный срок по отсрочке (рассрочке) и в пятидневный срок по налоговому кредиту направляются налогоплательщику, а также налоговому органу по месту учета налогоплательщика. Общий срок рассмотрения и принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита в Минфине России не должен превышать одного месяца с момента поступления заявления налогоплательщика. В случае получения налогового кредита организации следует заключить с уполномоченным органом договор о налоговом кредите. Кроме того, необходимо уведомить ИМНС России о заключении договора на получение налогового кредита путем направления копии договора. Заметим, что если отсрочка или рассрочка по уплате налога будет предоставлена, то на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. Ж. МОРОЗОВА, руководитель отдела методологии и консультирования ООО «Берг и партнеры. Налоговый консалтинг» Источник: www.fingazeta.ru |
опубликовано 11 мая 2004 года
Однодневок стало меньше, но распознать их – сложнее
Упрощенное банкротство ликвидируемого ООО
Продажа фирмы
Определение кадастровой стоимости недвижимости и земельных участков
Порядок погашения налоговых и иных обязательных платежей при ликвидации