Изменения в валютном законодательстве
Июнь 4, 2004
Изменения в валютном
законодательстве |
10 декабря 2003 г. был принят
Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
(далее — Закон). Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня
его официального опубликования, т.е. с 16 июня 2004 г., но отдельные его
положения будут применяться с 1 июня 2005 г., с 1 января 2007 г. или до 1
января 2007 г. Основные понятия Законом внесены изменения в
понятие «валюта Российской Федерации», к которой
относятся: а) денежные знаки в виде банкнот и
монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства
наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые
либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные
знаки; б) средства на банковских счетах и в
банковских вкладах (ранее — «средства в рублях на счетах банков и иных
кредитных учреждений в Российской Федерации и за ее пределами — на
основании соглашения, заключаемого Правительством Российской Федерации и
Банком России с соответствующими органами иностранного государства об
использовании на территории данного государства валюты Российской
Федерации в качестве законного платежного средства»).
Из состава валютных ценностей
исключены драгоценные металлы и природные драгоценные камни. Согласно
Закону к валютным ценностям относятся только иностранная валюта и внешние
ценные бумаги. Новыми для валютного
законодательства стали следующие понятия: внутренние ценные бумаги —
эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте
Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской
Федерации, и иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты
Российской Федерации, выпущенные на территории Российской
Федерации; внешние ценные бумаги — ценные
бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в
соответствии с Законом к внутренним ценным бумагам. Ранее использовались понятия «ценные
бумаги, номинированные в иностранной валюте» и «ценные бумаги,
номинированные в валюте Российской Федерации», к которым относились
платежные документы (чеки, векселя и др.), эмиссионные ценные бумаги
(включая акции и облигации), ценные бумаги, производные от эмиссионных
ценных бумаг (включая депозитарные расписки), опционы, дающие право на
приобретение эмиссионных ценных бумаг, и другие долговые обязательства,
выраженные в валюте Российской Федерации; специальный счет — банковский счет в
уполномоченном банке, либо специальный раздел счета депо, либо открываемый
реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел
лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для
осуществления по нему валютных операций в случаях, установленных в
соответствии с Законом. Валютная операция может
осуществляться только с использованием указанного специального счета (п.
10 части 1 ст. 1 Закона, устанавливающий понятие специального счета,
действует до 1 января 2007 г.). В Законе уточнено понятие
«резидент». Ранее к физическим лицам — резидентам относились лица, имеющие
постоянное место жительства в Российской Федерации, в том числе временно
находящиеся за пределами Российской Федерации. В соответствии с Законом
физические лица — резиденты разделены на 2 группы: а) физические лица, являющиеся
гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской
Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в
соответствии с законодательством этого государства; б) иностранные граждане и лица без
гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании
вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской
Федерации. Как и ранее, резидентами
признаются: юридические лица, созданные в
соответствии с законодательством Российской Федерации, а также находящиеся
за пределами территории Российской Федерации их филиалы, представительства
и иные подразделения; дипломатические представительства,
консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные
представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами
территории Российской Федерации, а также постоянные представительства
Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных
организациях. Закон также включил в понятие
резидента Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и
муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых
Законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и
другими нормативными правовыми актами. По сравнению с нормами прежнего
валютного законодательства перечень лиц, отнесенных к нерезидентам, теперь
является открытым и включает также иных лиц, не указанных в качестве
резидентов. Принципы валютного регулирования и валютное
законодательство Согласно ст. 3 Закона основными
принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской
Федерации являются: 1) приоритет экономических мер в
реализации государственной политики в области валютного
регулирования; 2) исключение неоправданного
вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и
нерезидентов; 3) единство внешней и внутренней
валютной политики Российской Федерации; 4) единство системы валютного
регулирования и валютного контроля; 5) обеспечение государством защиты
прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении
валютных операций. Отныне все неустранимые сомнения,
противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской
Федерации, актов органов валютного регулирования и актов валютного
контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
Не менее важен запрет придания
обратной силы актам, устанавливающим новые обязанности для резидентов и
нерезидентов или ухудшающих их положение (абзац 1 части 4 ст. 4
Закона). В отличие от прежнего закона, где
право издания нормативных правовых актов по валютно-правовым вопросам было
предоставлено как органам валютного регулирования, так и органам валютного
контроля, в Законе установлено четкое разделение правотворческой
компетенции, а сама компетенция существенно сужена. Органы валютного регулирования, к
которым относятся Центральный банк Российской Федерации и Правительство
Российской Федерации, издают нормативные правовые акты по вопросам
валютного регулирования только в случаях, предусмотренных Законом (абзац 2
части 1 ст. 4). В свою очередь органы валютного
контроля, а именно: федеральный орган (федеральные органы) исполнительной
власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской
Федерации, и Центральный банк Российской Федерации могут издавать
подзаконные акты по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в
случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской
Федерации и актами органов валютного регулирования. При этом акты органов
валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов
регулирования валютных операций (часть 5 ст. 4
Закона). Таким образом, органы валютного
контроля полностью исключены из сферы регулирования валютных отношений.
Указанное ограничение распространяется только на федеральные органы
исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации,
поскольку Банк России сохранил статус и органа валютного регулирования
(часть 1 ст. 5), и органа валютного контроля (часть 2 ст. 22 Закона).
Валютные операции В Законе появилось единое понятие
«валютные операции», которое не разделяется, как это было ранее, на
текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением
капитала. К валютным операциям относятся: а) приобретение резидентом у
резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на
законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве
средства платежа; б) приобретение резидентом у
нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу
нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей,
валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных
основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской
Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства
платежа; в) приобретение нерезидентом у
нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных
ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на
законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты
Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства
платежа; г) ввоз на таможенную территорию
Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации
валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных
бумаг; д) перевод иностранной валюты,
валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета,
открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же
лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого
на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за
пределами территории Российской Федерации; е) перевод нерезидентом валюты
Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с
раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет
(раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской
Федерации. Валютные операции между резидентами
и нерезидентами осуществляются без ограничений (ст. 6 Закона). Однако для
целей контроля в нем определен перечень операций, на проведение которых
могут быть наложены какие-либо ограничения. Этот перечень является
закрытым, и указанные в нем операции делятся на две группы в зависимости
от того, кто осуществляет их регулирование (Правительство Российской
Федерации или Банк России). Данные ограничения устанавливаются в целях
предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких
колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания
устойчивости платежного баланса Российской Федерации, носят
недискриминационный характер и будут отменяться органами валютного
регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их
установление. Наиболее существенным нововведением
является полный отказ от существовавшей ранее разрешительной системы
совершения валютных операций и, более того, прямой запрет на установление
требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных
разрешений (часть 3 ст. 5 Закона). Одновременно Законом закреплено лишь
два допустимых вида валютных ограничений — требований к порядку совершения
валютных операций: требование об использовании специального счета и
требование о резервировании. Ни одно из этих ограничений не действует
автоматически, и каждое из них должно быть специально нормативно
установлено полномочным органом валютного
регулирования. Резервирование Для каждого вида валютных операций,
в отношении которых может применяться резервирование, Законом определяется
субъект (резидент или нерезидент), применительно к которому такое
ограничение может быть введено (в некоторых случаях право выбора субъекта
предоставлено органу регулирования — п. 3 части 2, п. 3 части 3 ст. 8).
Ставка и срок резервирования также определяются органом регулирования, но
в пределах, установленных Законом (часть 1 ст. 16). Тремя основными моделями
резервирования согласно Закону являются: 1) до 100% от суммы операции на срок
до 60 календарных дней (часть 5 ст. 8); 2) до 20% от суммы операции на срок
до 1 года (часть 6 ст. 8); 3) до 50% от суммы операции на срок
до 2 лет (часть 5 ст. 7). Первая модель применяется в случаях
предварительного резервирования, т.е. до совершения операции, при этом до
истечения срока резервирования совершение таких операций запрещено (абзац
2 части 7 ст. 16). Вторая модель используется при последующем
резервировании для целей уменьшения привлекательности отдельных видов
операций путем снижения их доходности. Наконец, третья модель используется
при совершении внешнеторговых сделок с длительными сроками исполнения
только по истечении установленного Законом срока (от 180 дней до 5 лет), в
течение которого ограничения к таким операциям не применяются.
Законом закреплен принцип
однократности резервирования (часть 2 ст. 16), означающий, что в рамках
одной валютной операции может быть установлено только одно требование о
резервировании в отношении либо резидента, либо нерезидента и только по
одной из предусмотренных Законом моделей. В целях предотвращения негативного
влияния на текущую экспортно-импортную деятельность резервирование не
подлежит применению в отношении валютных операций в рамках внешнеторговых
контрактов, предусматривающих предоставление коммерческого кредита на срок
до года, при условии наличия одного из указанных в ст. 17 Закона видов
обеспечения исполнения обязательств нерезидента перед резидентом (часть 6
ст. 7). Счета в иностранных банках Статья 12 Закона позволяет
резидентам без ограничений открывать счета (вклады) в иностранной валюте в
иностранных банках, расположенных на территории стран — членов Организации
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки
финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Для резидентов —
юридических лиц введение этой статьи отложено на год со дня вступления
Закона в силу. До 1 января 2007 г. открытие счетов в иностранных банках
производится в порядке, установленном Центральным банком Российской
Федерации (с возможным требованием о предварительной регистрации), а с
2007 г. — с обязательным уведомлением налоговых органов в течение месяца
после открытия или закрытия счета. Кроме того, потребуется представить
отчетность о движении средств по счетам в иностранных банках с приложением
подтверждающих банковских документов (для юридических лиц — резидентов)
или данных об остатках средств на начало каждого года (для резидентов —
физических лиц). Начиная с июня 2005 г. в случае
открытия счетов в банках, расположенных на территориях иностранных
государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, на резидента возлагается
обязанность в течение месяца осуществить регистрацию счета в налоговом
органе по месту своего учета (часть 2 ст. 12
Закона). Для случаев открытия счетов в иных
государствах Банком России может быть установлено требование о
предварительной регистрации счета (часть 3 ст. 12). Данный институт
вводится для обеспечения информационного контроля за движением капитала и
прогнозирования состояния валютного рынка Российской Федерации. Согласно
Закону предварительная регистрация счета (вклада), открываемого в банке за
пределами территории Российской Федерации, осуществляется налоговыми
органами по месту учета резидента. Предварительная регистрация вывоза,
пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних
ценных бумаг в документарной форме, а также ввоза, пересылки в Российскую
Федерацию валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в
документарной форме, осуществляется уполномоченным Правительством
Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, являющимся
органом валютного контроля. Валюта расчетов по операциям с ценными
бумагами Закон запрещает проведение валютных
операций между резидентами. Особо оговорен запрет на использование для
расчетов между резидентами средств на счетах в зарубежных банках (часть 6
ст. 12). Одновременно в Законе содержится перечень валютных операций,
осуществление которых между резидентами разрешается в порядке исключения.
К ним относятся: 1) расчеты в магазинах беспошлинной
торговли, при реализации товаров и услуг пассажирам в пути следования
транспортных средств при международных перевозках; 2) расчеты между комиссионерами,
агентами, поверенными, с одной стороны, и комитентами, принципалами,
доверителями, с другой стороны, по договорам между ними на оказание услуг,
связанных с заключением и исполнением контрактов с
нерезидентами; 3) операции по договорам
транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования при оказании
экспедитором, перевозчиком, фрахтовщиком услуг, связанных с вывозом грузов
из Российской Федерации, их ввозом в Российскую Федерацию, с транзитом
грузов по территории Российской Федерации, а также операции по договорам
страхования вывозимых, ввозимых и транзитных грузов; 4) операции с внешними ценными
бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, если они
осуществляются через организаторов торговли на рынке ценных бумаг
Российской Федерации и права на такие ценные бумаги учитываются в
депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской
Федерации; 5) операции юридических лиц с
внешними ценными бумагами, если права на них учитываются в депозитариях,
созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и
расчеты осуществляются в рублях; 6) обязательные платежи налогов,
сборов и др. в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации,
местные бюджеты в иностранной валюте в соответствии с законодательством
Российской Федерации; 7) валютные операции между
резидентами и уполномоченными банками, связанные с получением и возвратом
кредитов и займов, процентов, штрафных санкций по договорам; с внесением
денежных средств на банковские счета и получением денежных средств с
банковских счетов; с банковскими гарантиями, исполнением резидентами
обязательств по договорам поручительства и залога; с уплатой
уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения; с иными валютными
операциями, которые отнесены к банковским в соответствии с
законодательством Российской Федерации; 8) валютные операции между
резидентами — физическими лицами и уполномоченными банками, связанные с
куплей-продажей наличной и безналичной иностранной валюты и чеков,
номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за рубли и
иностранную валюту, а также операции, связанные с обменом, заменой
денежных знаков иностранного государства; с приемом для направления на
инкассо в зарубежные банки наличной иностранной валюты и чеков,
номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, но не для
целей осуществления физическими лицами предпринимательской
деятельности; 9) операции по приобретению
резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими
уполномоченными банками; предъявление их к оплате и получение платежей, в
том числе в порядке регресса; взыскание по ним штрафных санкций;
отчуждение указанных векселей уполномоченным банкам в порядке,
установленном Федеральным законом от 11.03.97 г. № 48-ФЗ «О переводном и
простом векселе». Юридические лица — резиденты могут
без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными
на зарубежные счета, за исключением валютных операций между резидентами.
Физические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные
операции с использованием этих средств, не связанные с передачей имущества
и оказанием услуг на территории Российской
Федерации. Расчеты между физическими лицами —
резидентами могут производиться за счет средств, зачисленных на зарубежные
счета, открытые в соответствии с Законом, при осуществлении следующих
валютных операций: передача валютных ценностей в дар
Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или
образованию; дарение валютных ценностей супругу
или близким родственникам; завещание валютных ценностей или
получение их по праву наследования; приобретение и отчуждение единичных
денежных знаков и монет в целях коллекционирования. Физические лица — резиденты могут
осуществлять переводы из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без
открытия банковских счетов в соответствии с порядком, установленным Банком
России, который может предусматривать только ограничение суммы банковского
и почтового перевода. Нерезиденты имеют право без
ограничения осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов
(вкладов) в зарубежных банках на банковские счета (в банковские вклады) в
уполномоченных банках и наоборот — со счетов (с банковских вкладов) в
уполномоченных банках на счета (во вклады) в зарубежных
банках. Валютные операции между
нерезидентами на территории Российской Федерации в рублях осуществляются
через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории
Российской Федерации. По операциям с внутренними ценными
бумагами расчеты осуществляются в рублях, если иное не установлено Банком
России в отношении отдельных видов внутренних ценных бумаг или в целом в
отношении всех видов. По операциям с внешними ценными
бумагами расчеты могут производиться как в рублях, так и в иностранной
валюте, если иное не установлено Банком России в целом или в отношении
отдельных видов внешних ценных бумаг. Между физическими лицами —
резидентами и нерезидентами валютные операции с внешними ценными бумагами,
включая расчеты и переводы, связанные с приобретением и отчуждением,
осуществляются без ограничений на сумму до 150 000 долл. США в течение
календарного года. Купля-продажа валюты В целом регулирование купли-продажи
валюты не претерпело существенных изменений по сравнению с действующим
порядком. В отличие от старого закона в новом
Законе устанавливается единый порядок регулирования купли-продажи не
только иностранной валюты, но и чеков (в том числе дорожных), номинальная
стоимость которых указана в иностранной валюте. Иные сделки, как и раньше,
считаются незаконными, а для лиц, их совершивших, ответственность
предусмотрена административным и уголовным законодательством.
Пункт 2 ст. 11 Закона содержит
важное новшество: требование об идентификации личности физического лица
при продаже или покупке иностранной валюты или чеков не допускается, за
исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Данные могут
быть предоставлены физическим лицом только
добровольно. Ввоз и вывоз валюты и внутренних ценных
бумаг Ввоз в Российскую Федерацию
иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме
осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении
требований таможенного законодательства. В целом сохранен прежний порядок
вывоза наличной иностранной валюты: свободный (до 3000 долл.) и
декларационный (от 3000 до 10 000 долл. США). При этом не требуется
представлять в таможенный орган документы, подтверждающие предшествующий
ввоз, пересылку, перевод или приобретение валюты (п. 3 ст. 15 Закона).
Суммы свыше 10 000 долл. могут
вывозиться единовременно, только если они были ранее ввезены, пересланы
или переведены в Российскую Федерацию и при соблюдении требований
таможенного законодательства в пределах, указанных в таможенной декларации
или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в
Российскую Федерацию (часть 2 ст. 15 Закона). Изменен порядок перевода иностранной
валюты за рубеж. После июля 2006 г. резиденты получат право переводить
средства на свои счета (во вклады), открытые в зарубежных банках, в
порядке, устанавливаемом Банком России, который может предусматривать
только установление требования о резервировании резидентом до 100% суммы
операции на срок не более 60 календарных дней до дня осуществления
валютной операции (часть 4 ст. 12 Закона). С этого же времени средства на
зарубежных счетах могут использоваться резидентами без ограничений, за
исключением валютных операций между резидентами (для юридических лиц) и
валютных операций, связанных с передачей имущества и оказанием услуг на
территории Российской Федерации (для физических лиц) (часть 6 ст. 12
Закона). Контроль за исполнением валютного
законодательства Законом регламентированы полномочия
органов и агентов валютного контроля: закреплен исчерпывающий перечень
документов, которые могут быть запрошены у субъектов валютной операции
(часть 4 ст. 23) и на представление которых должно быть отведено не менее
7 рабочих дней (п. 3 части 1 ст. 23). Однако если агенты валютного
контроля вправе требовать представления только тех документов, которые
непосредственно относятся к проводимой валютной операции (абзац 1 части 5
ст. 23), то в отношении органов валютного регулирования такое ограничение
отсутствует. Уполномоченным банкам как агентам
валютного контроля предоставлено право отказывать в осуществлении валютной
операции и открытии счета в случае непредставления субъектом операции
документов, предварительно запрошенных агентом, либо представления им
недостоверных документов (абзац 4 части 5 ст. 23
Закона). В Законе не разъясняется понятие
валютного правонарушения. В отличие от прежнего закона новый Закон не
предусматривает и конкретных составов валютных правонарушений (ст. 25).
Таким образом, ответственность за валютные правонарушения в большинстве
случаев будет применяться исходя из составов, закрепленных в ст. 15.25 и
16.17 КоАП РФ. Изменения валютного регулирования в сфере
страхования Согласно ст. 7 Закона требование о
резервировании не применяется при расчетах между резидентами и
нерезидентами в связи с внешнеторговой деятельностью на условиях отсрочки
платежа на срок более 180 дней или предоставления коммерческого кредита в
виде предоплаты более чем на 180 дней при условии, что отсрочка либо
коммерческий кредит предоставлены на срок до 1 года и при этом нерезидент
предоставил обеспечение своих обязательств. В качестве способа обеспечения
исполнения обязательств нерезидента перед резидентом, перечисленных в ст.
17 Закона, может быть использован в том числе и договор имущественного
страхования риска утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества,
причитающегося резиденту, риска гражданской ответственности нерезидента,
предпринимательского риска резидента, в том числе неполучения резидентом
или невозврата ему денежных средств либо невозврата или непоставки ему
товаров. Если в соответствии со ст. 6 Закона
Российской Федерации от 9.10.92 г. № 3615-1 валютные операции резидентов
Российской Федерации, связанные с взносами и выплатами по страхованию и
перестрахованию, в период срока действия соответствующего договора
осуществляются без ограничений при условии, что срок действия указанного
договора не превышает пяти лет с даты его заключения, то согласно новому
Закону валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются
без ограничений, за исключением установленных Законом, среди которых
операции, связанные с осуществлением страхования, не
указаны. Однако в ст. 9 Закона установлен
запрет на осуществление валютных операций между резидентами, за некоторыми
исключениями. В частности, являются исключением из указанного правила
операции по договорам страхования транзитной перевозки грузов по
территории Российской Федерации, в Российскую Федерацию и за ее пределы,
причем в соответствии со ст. 21 Закона оплата страхования грузов
учитывается в качестве расходов, уменьшающих подлежащую обязательной
продаже сумму валютной выручки резидентов по сделкам, расчеты по которым
осуществляются в иностранной валюте. Разрешены также валютные операции
между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами,
доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг,
связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче
товаров, выполнении работ, об оказании услуг (в том числе и
страховых). И. КОВАЛЬЧУК, консультант «Правового центра «Мариллион» Источник:www.fingazeta.ru |
опубликовано 04 июня 2004 года
Однодневок стало меньше, но распознать их – сложнее
Упрощенное банкротство ликвидируемого ООО
Продажа фирмы
Определение кадастровой стоимости недвижимости и земельных участков
Порядок погашения налоговых и иных обязательных платежей при ликвидации