Уплата транспортного налога физическими лицами
Июнь 4, 2004
Уплата транспортного налога физическими лицами |
Плательщиками транспортного налога признаются физические лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения. К таким транспортным средствам Налоговый кодекс Российской Федерации относит автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники, принадлежащих физическим лицам, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», согласно которому собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в государственной инспекции или органах Гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных. Так, регистрация автомототранспортных средств физических лиц — собственников транспортных средств осуществляется в Государственной инспекции безопасности дорожного движения по Правилам регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным приказом МВД России от 27.01.03 г. № 59. Следует иметь в виду, что по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до 30 июля 2002 г., налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. Физические лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств. Передавая транспортное средство по доверенности, следует иметь в виду, что согласно ст. 186 Гражданского кодекса Российской Федерации срок действия доверенности не может превышать трех лет. При отсутствии указания в доверенности о сроке ее действия доверенность действует в течение года со дня ее совершения. После истечения срока действия доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством обязанность по уплате транспортного налога возлагается на лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. В случае передоверия транспортного средства при наличии нотариально удостоверенной доверенности меняется лишь субъект по взиманию транспортного налога. Однако следует учитывать, что в соответствии со ст. 187 ГК РФ правомочия, передаваемые по доверенности, выдаваемой в порядке передоверия, могут передоверяться в полном объеме или частично, но в пределах срока действия первоначальной доверенности. По транспортным средствам, зарегистрированным на физическое лицо, приобретенным и переданным им на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством другому физическому лицу после 30 июля 2002 г. (даты официального опубликования Федерального закона от 24.07.02 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации»), налогоплательщиком является лицо, на которое зарегистрированы указанные транспортные средства. Пунктом 2 ст. 358 главы 28 «Транспортный налог» НК РФ предусмотрен перечень транспортных средств, не являющихся объектом обложения транспортным налогом. При применении п.п. 2 указанного пункта необходимо иметь в виду следующее. Согласно данной норме НК РФ не являются объектом обложения транспортным налогом автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке. В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 24.11.95 г. № 181-ФЗ (в ред. от 23.10.03 г. № 132-ФЗ) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на обеспечение автотранспортным средством имеют инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания. Для непризнания автомобиля легкового объектом обложения транспортным налогом налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, подтверждающие факт получения (приобретения) указанного легкового автомобиля через органы социальной защиты населения. В соответствии с Инструкцией о порядке продажи инвалидам легковых автомобилей, утвержденной постановлением Совета Министров Российской Федерации от 22.02.93 г. № 156, и письмом Минсоцзащиты России и Минфина России от 23.03.93 г. № 1-707-18, 28 при наличии у инвалида соответствующих медицинских показаний на обеспечение специальными транспортными средствами и отсутствии противопоказаний, препятствующих доступу к управлению ими, существует возможность покупки автомобиля с ручным и обычным управлением с зачетом стоимости специально модифицированных автомобилей. Разрешения на приобретение инвалидами легковых автомобилей с зачетом стоимости полагающихся бесплатно автомобиля с ручным управлением или мотоколяски выдаются министерствами социальной защиты населения республик в составе Российской Федерации, комитетами, департаментами, главными управлениями, управлениями и отделами социальной защиты населения краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга по заявлениям инвалидов. Таким образом, легковые автомобили, приобретенные инвалидами за счет собственных средств и переоборудованные ими для использования в соответствии с медицинскими показаниями, не подлежат обложению транспортным налогом при наличии указанного разрешения органов социальной защиты населения и документов, подтверждающих факт возмещения данными органами расходов в размере фактической стоимости приобретенного автомобиля, но не выше стоимости полагающегося бесплатно автомобиля. Что касается предоставления льгот по транспортному налогу другим категориям налогоплательщиков, то, поскольку транспортный налог относится к региональным налогам и полностью поступает в бюджеты субъектов Российской Федерации, право по предоставлению льгот, а также определению ставок налога передано законодательным (представительным) органам власти субъектов Российской Федерации. Данное положение установлено ст. 356 НК РФ, согласно которой транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Поэтому все установленные НК РФ положения являются обязательными при взимании налога на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и льготы по налогу на имущество организаций, установленные ст. 381 НК РФ, а также дополнительные льготы, установленные законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, непосредственно применяются на территории всех субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах. Таким образом, льготы по транспортному налогу, установленные НК РФ, применяются независимо от того, прописаны ли они в законе субъекта Российской Федерации о транспортном налоге. Налоговые ставки субъектами Российской Федерации устанавливаются в зависимости от вида транспортного средства, его категории, мощности двигателя, валовой вместимости транспортного средства, но не могут более чем в 5 раз превышать (уменьшать) ставки, установленные ст. 361 НК РФ. При этом в соответствии с п. 3 ст. 361 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока их полезного использования. Льготы по транспортному налогу могут предусматриваться законами субъектов Российской Федерации только отдельным категориям налогоплательщиков. Предоставление льгот не может носить индивидуального характера. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, согласно пп. 4 и 5 ст. 362 НК РФ обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства. На основании полученных из органов Госавтоинспекции МВД России сведений налоговые органы исчисляют физическим лицам, на которых зарегистрированы транспортные средства, сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, и направляют налогоплательщикам налоговые уведомления на уплату налога. Наиболее часто в налоговом уведомлении встречаются ошибки, связанные с неверным указанием марки транспортного средства и его мощности. В случае обнаружения налогоплательщиком в налоговом уведомлении ошибок, в том числе о мощности двигателя транспортного средства, необходимо обратиться в соответствующий налоговый орган, представив техническую документацию на транспортное средство (технический паспорт, свидетельство о государственной регистрации). В случае расхождения сведений, представленных подразделением Госавтоинспекции МВД России, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации. Получив налоговое уведомление на уплату транспортного налога, физическое лицо уплачивает налог в сроки, которые установлены законом соответствующего субъекта Российской Федерации и указаны в налоговом уведомлении. Хотя НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, для транспортного средства, регистрация и (или) снятие с регистрации которого происходят в течение налогового периода, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимаются за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц. Если физическое лицо передало транспортное средство по договору купли-продажи после уплаты транспортного налога, но до окончания налогового периода, для перерасчета налога и возврата излишне уплаченной суммы налога ему необходимо обратиться с соответствующим заявлением в налоговый орган по месту бывшей регистрации транспортного средства, представив документы, подтверждающие факт перехода права собственности на транспортное средство.
А. ЛИТВИНЦЕВА, советник налоговой службы Российской Федерации III ранга Источник:www.fingazeta.ru |
опубликовано 04 июня 2004 года
Однодневок стало меньше, но распознать их – сложнее
Упрощенное банкротство ликвидируемого ООО
Продажа фирмы
Определение кадастровой стоимости недвижимости и земельных участков
Порядок погашения налоговых и иных обязательных платежей при ликвидации