Консультационные услуги и их правильное оформление
Июль 13, 2004
| ||||||||||||||||||||||
Алексей
Островский, эксперт журнала
Любое списание средств на консультационные или маркетинговые услуги настораживает налоговиков — не пытаетесь ли вы таким образом уйти от налогообложения? Как грамотно обосновать эти затраты, чтобы избежать лишних претензий? НЕ ИСКЛЮЧЕНО, что ревизорам покажется недостаточным стандартный набор подтверждающих консультационные затраты документов, и вас попросят предоставить дополнительные данные. Или же тщательнее проверят имеющиеся договоры, акты, квитанции… Как «изучить» рынок Договоры на проведение маркетинговых исследований или консультаций регулируются главой 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг». В ней, а именно в статье 779, сказано, что по такому договору исполнитель должен оказать заказчику определенную платную услугу. Мы намеренно выделили слово «исполнитель», подчеркивая, что он сам выполняет договор (ст. 780 ГК РФ). Правда, свою обязанность он может перепоручить третьему лицу, но только если это предусмотрено в соглашении с заказчиком. И подобное ограничение не все учитывают. ЗАО «Сапфир» обязуется за 80 000 руб. (без учета НДС) провести маркетинговое исследование и оценить новый рынок сбыта лампочек для ООО «Электрик». В договоре не предусмотрено, что исполнитель передает часть работ «на сторону». Однако это произошло, о чем представитель ЗАО «Сапфир» устно предупредил клиента, но в компаниях решили не менять первоначальное соглашение. Потом услуги были оказаны, отражены в актах и оплачены. Но в одном из актов записали третью фирму, выполнявшую часть исследований, и этим воспользовались налоговики. Они заявили, что услуги посредника не обговорены сторонами и поэтому их стоимость не уменьшает доход. Возможно, что ООО «Электрик» удастся оспорить решение контролеров, указав на наличие документов, подтверждающих траты. Однако проще не допускать подобного и вовремя дополнять контракты или следить за тем, чтобы во всех актах указывался только первый исполнитель (ЗАО «Сапфир»). Так будет намного легче выполнить требование пункта 1 статьи 252 НК РФ о том, что расходы должны быть документально подтверждены и экономически оправданны. К расходам будь готов Об обосновании издержек надо думать, даже если договор с контрагентом еще не заключен. Стоит помнить, что планируемые работы (услуги) должны быть связаны с текущей или будущей деятельностью фирмы. Кроме того, прежде чем разместить дорогостоящий заказ, желательно выполнить собственный небольшой анализ рынка. Наталья Бровкина Мы не во всем согласны с этим подходом, поскольку налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность (п. 6 ст. 108 НК РФ). Искать лишние издержки — задача инспекторов. В то же время если расценки на услуги будут необоснованны и значительно завышены, то чиновники доначислят налоги, пользуясь статьей 40 НК РФ. И если нет аргументов, свидетельствующих о реальности цен, то организация может проиграть в арбитраже (пример — постановление ФАС ВВО от 19 января 2004 г. № А11-4426/2003-К2-Е-1961). Наталья Бровкина Дальше советуем разослать предложения в разные организации, к которым можно обратиться за услугами, и, используя поступившие ответы, принять решение. При этом документы необходимо сохранить для отчета перед контролерами, исключив из их числа те, которые ставят под сомнение ваш выбор (в первую очередь, очень «дешевые» предложения). В случае же, когда вы хотите отдать предпочтение контрагенту с высокими ценами ввиду его авторитета или иных преимуществ, то желательно сопроводить будущий договор резюме или иным похожим документом этой фирмы, где будут отражены ее плюсы. Не виноват — оправдайся Экономическая оправданность, по мнению налоговиков, обозначает и то, что затраты на приобретение услуг должны быть обусловлены целью получения дохода. Отражено это в разделе 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 НК РФ. Так что, когда суммы, уменьшающие прибыль, значительны, рекомендуем составить хотя бы упрощенный бизнес-план, из которого будет видно, что издержки окупятся. На основании всех этих данных заключается договор, где надо как можно четче описать все услуги, а также не забыть указать порядок их приемки по акту. Для заказчика желательно самому составить образец договора и акта, но, как правило, это нереально, поэтому постарайтесь уговорить исполнителя внести нужную информацию. Обычно по итогам исполнения договора на маркетинг, помимо вышеназванных документов, составляется еще и отчет по проведенному анализу рынка. Избегая лишних вопросов налоговиков, обратите внимание на то, чтобы в отчете была отражена цель исследования, предмет, методы сбора данных с указанием конкретных способов, например опросы или изучение периодических материалов и так далее. Также необходимо, чтобы в этом документе существовали такие разделы, как источники информации и полученные выводы. Ну и еще одно, может быть, странное, но актуальное замечание, которое важно для тех, кто составляет документы. По словам Натальи Бровкиной, нередко представленные письменные отчеты по договорам — соединение похожих типовых документов из интернета. Конечно, такие бланки вызывают подозрения. Так что их лучше не использовать или, в крайнем случае, дополнять условиями, отражающими специфику вашей организации. К подготовке акта следует подходить не менее серьезно, не отделываясь в нем общими фразами наподобие: «Все услуги оказаны в полном объеме, и стороны претензий друг к другу не имеют». Из него должен быть виден состав и характер предоставленных услуг (письмо Минфина России от 20 апреля 2000 г. № 04-02- 05/1), поэтому нужно выполнять два требования. Первое — напишите в акте, что «оказаны маркетинговые услуги, необходимые для… (указывается цель услуг) и связанные с получением будущей прибыли заказчика». Второе — приведите краткую характеристику услуг и сделайте ссылку на отчет, где будет расшифровка. Что же касается формы акта, то она не установлена Госкомстатом России, и поэтому ее компания разрабатывает сама и утверждает в приложении к приказу об учетной политике. Последнее требование следует из пункта 8 Положения по ведению бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н. Ответ до суда доведет Оформляя консультацию, помните, что налоговики считают обоснованными расходы на оплату только тех разъяснений, что использованы предприятием. К примеру, если вы получили совет о том, где купить самые дешевые товары, то его надо применить на практике. Не сделали — не уменьшайте прибыль. По крайней мере, так думают инспекторы. Мы же полагаем, что подобное ограничение иногда можно оспорить. Ведь цель работы любой фирмы — увеличение чистых доходов, а значит, снижение убытков. И если вы докажете, что после консультации убедились в бесперспективности сделки (в частности, в том, что, приобретая новые товары даже по самым низким ценам, их все равно нельзя удачно перепродать), то плату можно включить в расходы. Правда, скорее всего, в обоснованности увеличения затрат потребуется убедить судей. Еще одна спорная ситуация — предоставляемые услуги могут частично или полностью дублироваться функциями вашего персонала. По нашему мнению, и в этом случае траты признаются законными, хотя аргументами для суда опять-таки стоит заранее запастись. Екатерина Роговикова Если из документов будет видно, что количество операций, выполняемых сотрудниками, увеличилось (относительно предыдущих периодов), то вы обоснуете их занятость. Конечно, налоговики могут не обратить на это внимания. Тогда придется идти в суд, который в «консультационных» спорах обычно поддерживает плательщиков (см. табл.). Споры о консультационных услугах
Благодарим за информацию Юлию Гладышеву, главного аудитора компании «А. И. Аудит-Сервис», и Викторию Чернавскую, консультанта по налогам ООО «Пачоли. Аудиторская компания». В судах рассматривалось начисление налогов за время, когда глава 25 НК РФ еще не действовала. Но мы выбрали споры, в которых судьи ссылались на нормы, подобные тем, что есть сейчас. Источник: «Двойная запись» № 7, 2004 | ||||||||||||||||||||||
опубликовано 13 июля 2004 года
Однодневок стало меньше, но распознать их – сложнее
Упрощенное банкротство ликвидируемого ООО
Продажа фирмы
Определение кадастровой стоимости недвижимости и земельных участков
Порядок погашения налоговых и иных обязательных платежей при ликвидации