МНС. Перезагрузка
Сентябрь 7, 2004В течение августа Министерство по налогам и сборам прекратит свое фактическое существование. Рулить налоговой системой станет Минфин. А это сулит немало изменений.
Разговоры о передаче налоговых функций Минфину идут с весны. Именно тогда президент подписал указ, положивший начало масштабной административной реформе. Но если большинство структур спокойно переназвали, сократили количество замминистров и на этом успокоились, то с налоговым ведомством так просто не получилось.
Функции МНС прописаны совсем не в указах президента, а в Налоговом кодексе. И одной воли, даже первого лица страны, для изменения кодекса недостаточно.
Поэтому с преобразованием МНС в Федеральную налоговую службу пришлось повременить. Правда, лишь до того, как депутаты внесут в Налоговый кодекс изменения.
Ждать поправок пришлось несколько месяцев. Только в самом конце июня был принят закон № 58-ФЗ, который навсегда уничтожил всякое упоминание о МНС из всех федеральных законов. Но этим законодатели не ограничились.
А что же дальше?
Вступают в силу все нововведения как раз с начала августа. А если быть точнее, то большая часть функций фискалов отойдет Минфину уже 2 августа.
Для начала ответим на самый главный вопрос, который волнует всех столичных бухгалтеров: кто будет разъяснять налоговое законодательство? Вопреки ожиданиям ответ не так прост, как может показаться сначала.
Давать разъяснения счетоводам будут и специалисты Минфина, и фискалы, то есть Федеральная налоговая служба. Каждое ведомство будет работать в пределах своей компетенции.
Фискалы, как и раньше, оставят за собой функции по разъяснительной работе на местах. Причем не стоит надеяться, что качество этой работы 2 августа резко возрастет. Скорее всего бухгалтеры, как и раньше, в ответ на свои вопросы будут слышать стандартную фразу: «Читайте Налоговый кодекс! Там для вас все написано». Правда, налоговики сохранили за собой право отвечать письменно.
Поэтому, даже когда фискалов отдадут во владение Минфина, бухгалтер может спокойно писать запрос в свою налоговую инспекцию. Ответ, как и раньше, должны дать в течение месяца. Однако в инспекции лучше решать текущие вопросы.
Более сложные проблемы, связанные со спорными моментами или методикой подсчета того или иного налога, будет решать Минфин. Кстати, все эти изменения содержатся в новой редакции статьи 21 Налогового кодекса.
Рассчитывать на оперативность финансовых специалистов не стоит. По их собственным словам, в период становления службы ждать ответа придется долго. Кстати, бухгалтер может отправить один и тот же запрос и в налоговое ведомство, и в Минфин. Ответ последнего будет иметь преимущество.
Разобравшись с тем, у кого спросить, нужно выяснить, кому жаловаться. Ведь формально ФНС подчинена Минфину. Поэтому вполне резонно выяснить, куда направлять жалобу на действия сотрудников налоговой инспекции.
Понять, кто за кем стоит и куда бежать со своим заявлением или жалобой, нам помог юрист Юрий Динеров: «Дело в том, что если налогоплательщик обжалует решение территориальной инспекции, то сначала разногласия нужно представить руководству налоговой. Если урегулировать конфликт в стенах инспекции невозможно, то следует обратиться в вышестоящую инстанцию. Следовательно, в московское управление Федеральной налоговой службы. Другими словами, не надо скакать “через голову”, а нужно действовать согласно подчиненности налоговых структур. Иначе говоря, ФНС – отделение ФНС по г. Москве – территориальное отделение ФНС. К сожалению, как все эти подразделения назовут после расформирования МНС, пока не известно».
Действительно, налоговая служба пережила за последние десять лет три перенаименования, а местные налоговые инспекции – четыре. Поэтому, что придумают чиновники на этот раз, предугадать трудно.
Кстати, подготавливая декларации по НДС за июль, бухгалтеру стоит справиться в своей инспекции, как заполнять графу «Наименование налогового органа». «Инспекция МНС» может называться уже совсем иначе.
Пора выкидывать бланки
Как сказано в законе, бланки деклараций утверждает Минфин. Вполне разумно предположить, что финансовые специалисты постараются сразу подогнать всю отчетность под свои требования. Кстати, требования Минфина часто отличались от позиции фискалов.
Но, как говорят в самом Минфине, ждать резкой и тотальной смены форм отчетности не стоит. Постепенно чиновники будут вносить изменения в бланки. Но и налоговики проделали огромную работу по унификации деклараций. Поэтому перечеркивать многолетние труды фискалов пока никто не собирается. Кстати, первоочередная задача финансовых чиновников – изменить инструкции к декларациям. Формы могут остаться и прежними, но порядок их заполнения может существенно измениться.
Примерно таким же образом Минфин планирует поступить с различными приказами налогового министерства. Кстати, все они продолжают действовать так же, как и раньше. Административные пертурбации на юридическую силу документов никак не влияют.
Есть и неприятная новость. Все методические рекомендации по проверкам, то есть те, которые спрятаны под грифом «для служебного пользования», будут действовать и дальше. Дело в том, что эти документы не разъясняют налоговое законодательство. Методички регулируют внутреннюю деятельность налоговых структур. В них просто сказано, как должны поступать инспекторы, когда проводят камеральную проверку по тому или иному налогу. Поэтому фискалы не только будут применять свои прежние инструкции, но и продолжат готовить новые. Это их право.
Новый орган
Законодатели не ограничились технической правкой Налогового кодекса. Далеко не везде в статьях и абзацах место МНС заняла Федеральная налоговая служба. Кое-где появился новый загадочный «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов».
Можно с большой долей уверенности говорить, что депутаты не имели в виду только фискалов. Ведь там, где нужно, они прямо указали Федеральную налоговую службу. Например, в новой редакции статьи 80 Налогового кодекса сказано, что декларации фирмы и предприниматели должны сдавать в территориальные подразделения ФНС, иначе говоря, в обычные инспекции.
Там же, где авторы поправок не хотели конкретизировать, они написали про загадочный орган. Однако, учитывая последние события, уполномочить в области налогов и сборов можно любую государственную структуру, к примеру, Федеральную службу безопасности или прокуратуру. Теперь этому есть и законодательное подтверждение.
Видимо, как раз такой «неточности» и добивались законодатели. Поэтому «техническая» правка может обернуться для компаний серьезными неприятностями.
Головы пока на месте
Поскольку большая часть функций МНС переходит Минфину, в налоговом ведомстве готовятся сокращения. Официально ни о каких изменениях в структуре МНС – ФНС никто не говорит. Однако среди фискалов ходят упорные слухи, что не все сохранят свои должности.
В пресс-службе и того, и другого ведомства хранят гробовое молчание. Сотрудники лишь напоминают, что все эти вопросы должны разрешиться в ближайшие несколько месяцев. Причем президент должен подписать специальный указ.
Однако из нашего источника в Минфине, который пожелал остаться неизвестным, мы выяснили ряд подробностей. В частности, некоторые сотрудники МНС действительно потеряют работу. Это касается почти всех департаментов. Ведь сотрудники различных подразделений МНС помимо всего прочего занимались еще и методологической работой. То есть они разрабатывали различные бланки, готовили инструкции. Теперь все эти функции уходят в Минфин. Принимать по 5–7 человек для нормотворчества по каждому налогу нет смысла. Поэтому скорее всего в Минфин перейдут всего несколько специалистов.
Остальные же сотрудники министерства либо будут уволены, либо займутся другой работой. Ведь у ФНС не только отнимают различные полномочия, но и добавляют ряд функций.
Кстати, как стало известно в момент подписания номера, свой пост покинула начальник департамента налоговой политики МНС Татьяна Карасева.
Справочно
МНС позаботилось о своих «детях»
Минюст 13 июля зарегистрировал положение о территориальном управлении МНС по субъектам Российской Федерации. Документ утвержден приказом МНС от 21 июня 2004 г. № САЭ-3-15/382@.
В положении определены функции и задачи управлений. К основным относятся:
- контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах и своевременностью уплаты налогов и сборов;
- ведение информационных баз по учету налогоплательщиков и Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН) регионального уровня;
- проведение на территории субъекта разъяснительной работы.
Кроме того, территориальные управления будут заниматься оформлением дел по банкротству, предоставлять указанные документы в арбитражные суды и представлять интересы государства по всем финансовым обязательствам.
Стоит заметить, что документ подготовлен уже с учетом поправок в Налоговом кодексе, которые, кстати, на момент подписания документа еще не были обнародованы.
Даже несмотря на то, что название налогового управления в августе может измениться, его функции останутся прежними.
Пишите письма
Министерство финансов Российской Федерации.
109097, Москва, улица Ильинка, дом 9.
Константин АРТЕМЬЕВ
Источник: «Московский бухгалтер», №8 2004 г
опубликовано 07 сентября 2004 года
Однодневок стало меньше, но распознать их – сложнее
Упрощенное банкротство ликвидируемого ООО
Продажа фирмы
Определение кадастровой стоимости недвижимости и земельных участков
Порядок погашения налоговых и иных обязательных платежей при ликвидации