Административная ответственность: время перемен
Сентябрь 29, 2004В конце августа было принято сразу два Федеральных закона — N 114-ФЗ «О
внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» и N 118-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и
Таможенный кодекс РФ», которые внесли очередные изменения в КоАП РФ. О том, что
именно поменялось в Кодексе, — в нашей статье.
НЕ ШУТИТЕ С АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ
Согласно изменениям, внесенным Законом N 114-ФЗ в ст. 19.5 КоАП, начиная с 5
сентября 2004 г. неисполнение решений контрольно-надзорных органов будет
считаться административным правонарушением. Напомним, что раньше эта статья
устанавливала ответственность за невыполнение в срок только предписаний,
постановлений и представлений. А о таком документе, как решение, в ст. 19.5 не
упоминалось.
По замыслу законодателя, новая поправка призвана согласовать
положения Кодекса со ст. 26 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ «О
рекламе», которая предусматривает возможность вынесения антимонопольными
органами решений об осуществлении контррекламы.
Этим же Законом были внесены
изменения и в ст. 19.8 Кодекса, которой установлена ответственность за
непредставление в антимонопольные органы ходатайств, уведомлений и сведений.
! О чем стоит сказать в первую очередь — это о том, что законодатель
расширил круг потенциальных нарушителей ст. 19.8 КоАП РФ, включив в него, помимо
организаций и должностных лиц, еще и граждан.
Новая редакция этой статьи
разграничивает ответственность, с одной стороны, за непредставление сведений
(информации) (часть 2), а с другой — за непредставление ходатайств и уведомлений
(часть 1). За неподачу сведений организация теперь может быть оштрафована на
сумму от одной до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда (МРОТ),
должностные лица — от двадцати до тридцати МРОТ, граждане — от десяти до
пятнадцати МРОТ. Неподача ходатайства или уведомления отныне обойдется гражданам
в сумму от пятнадцати до двадцати пяти МРОТ, должностным лицам — от тридцати до
пятидесяти МРОТ, юридическим лицам — от одной до пяти тысяч МРОТ.
Кроме
того, по ст. 19.8 теперь могут привлечь и в том случае, если ходатайство или
уведомление будет подано позже положенного срока.
БОЛЬШЕ САНКЦИЙ, ХОРОШИХ И РАЗНЫХ…
Закон N 118-ФЗ существенно изменил систему административных наказаний
(подробнее см. с. 2 «ЭЖ Досье»).
! С 1 октября 2004 г. административный
штраф может выражаться не только в величине, кратной сумме неуплаченных налогов
и сборов, сумме незаконной валютной операции либо сумме неуплаченного
административного штрафа, как было раньше, но и в величине, кратной:
— сумме
неуплаченных таможенных пошлин;
— денежных средств или стоимости внутренних
и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением
установленного требования о резервировании;
— сумме валютной выручки, не
проданной в установленном порядке;
— сумме денежных средств, не зачисленных
в установленный срок на счета в уполномоченных банках;
— сумме денежных
средств, не возвращенных в установленный срок в Россию (п. 3 ч. 1 ст. 3.5 КоАП
РФ).
Изменения коснулись и ст. 4.4 Кодекса. Сейчас согласно этой статье при
совершении лицом нескольких административных правонарушений наказание ему должно
назначаться в пределах только одной санкции. Получается, что, к примеру,
гражданин, нарушивший сразу несколько статей Кодекса, теоретически может понести
наказание, предусмотренное за самое малозначительное из своих правонарушений.
Назначение дополнительных наказаний ст. 4.4 в этом случае вообще не
предусмотрено.
!С 1 октября, когда вступит в силу Закон N 118-ФЗ, в подобных
случаях нарушитель будет привлекаться к ответственности только по той статье,
которая предусматривает более строгое наказание. К тому же нарушителю может быть
назначено дополнительное наказание, предусмотренное каждой из соответствующих
статей.
! Зато появилось в КоАП РФ и новое смягчающее обстоятельство —
добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении
(п. 1.1 ч. 1 ст. 4.2).
ТАМОЖЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ: «ДО» И «ПОСЛЕ»
Закон от 20.08.2004 N 118-ФЗ изложил главу 16 КоАП РФ о нарушениях таможенных
правил полностью в новой редакции (см. табл.).
Кроме того, приняты поправки
к абзацу второму ч. 3 ст. 3.5 и к ст. 15.25, которые устанавливают
ответственность за нарушение актов органов валютного регулирования (до
01.10.2004 к ответственности нарушителя могут привлечь лишь за нарушение
валютного законодательства). А главу 19 Кодекса депутаты дополнили ст. 19.26, по
которой будут нести ответственность недобросовестные эксперты за заведомо ложное
заключение при осуществлении государственного контроля.
Кроме того, приняты
поправки к абзацу второму ст. 15.25, которые устанавливают ответственность за
нарушение актов органов валютного регулирования (до 01.10.2004 к ответственности
нарушителя могут привлечь лишь за нарушение валютного законодательства). Причем
максимальный размер штрафа за это правонарушение для должностных лиц установлен
в размере двухсот МРОТ, а для юридических лиц — в размере пяти тысяч МРОТ (ч. 3
ст. 3.5).
Главу 19 Кодекса депутаты дополнили ст. 19.26, по которой
эксперты, давшие заведомо ложное заключение при осуществлении государственного
контроля, будут оштрафованы на сумму от десяти до пятнадцати МРОТ.
С 01.10.2004 из КоАП РФ будут исключены следующие составы правонарушений: |
С 01.10.2004 в КоАП РФ появятся новые составы правонарушений: |
* Перемещение товаров и (или)транспортных средств с несоблюдением мер по за- щите экономических инте- ресов РФ и других запретов и ограничений (ст. 16.3). * Неуведомление при ввозе товаров и (или) транспортных средств о пересечении тамо- женной границы (ст. 16.4). * Несоблюдение правил перемещения транспортных средств через таможенную границу (ст. 16.7). * Выдача без разрешения таможенного органа, утрата либо недоставление в тамо- женный орган товаров, транс- портных средств или доку- ментов на них (ст. 16.9). * Несоблюдение срока или маршрута доставки то- варов и (или) транспортных средств (ст. 16.10). * Непринятие мер по тамо- женному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении това- ров и (или) транспортных средств (ст. 16.16). * Неисполнение требо- ваний таможенного режима экспорта (ст. 16.17). * Неправомерные действия с помещенными под определенный таможенный режим товарами и (или) транспортными средствами (ст. 16.19). |
* Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз то- варов на таможенную терри- торию и (или) вывоз товаров с таможенной территории (ст. 16.3). * Недекларирование либо недостоверное декларирова- ние физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ (ст. 16.4). * Представление недействи- тельных документов при таможенном оформлении (ст. 16.7). * Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или докумен- тов на них (ст. 16.9). * Несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита (ст. 16.10). * Нарушение сроков временного хранения товаров (ст. 16.16). * Представление недействи- тельных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации (ст. 16.17). * Несоблюдение таможен- ного режима (ст. 16.19). * Незаконное осуществле- ние деятельности в области таможенного дела (ст. 16.23). |
А. КОРШУНОВ, юрист «ВПК»
Приложение к еженедельнику «Экономика и жизнь» — «Ваш партнер-консультант» N 36, 2004 г
опубликовано 29 сентября 2004 года
Однодневок стало меньше, но распознать их – сложнее
Упрощенное банкротство ликвидируемого ООО
Продажа фирмы
Определение кадастровой стоимости недвижимости и земельных участков
Порядок погашения налоговых и иных обязательных платежей при ликвидации