Административная ответственность: время перемен

Сентябрь 29, 2004

В конце августа было принято сразу два Федеральных закона — N 114-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» и N 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и Таможенный кодекс РФ», которые внесли очередные изменения в КоАП РФ. О том, что именно поменялось в Кодексе, — в нашей статье.

НЕ ШУТИТЕ С АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ

Согласно изменениям, внесенным Законом N 114-ФЗ в ст. 19.5 КоАП, начиная с 5 сентября 2004 г. неисполнение решений контрольно-надзорных органов будет считаться административным правонарушением. Напомним, что раньше эта статья устанавливала ответственность за невыполнение в срок только предписаний, постановлений и представлений. А о таком документе, как решение, в ст. 19.5 не упоминалось.
По замыслу законодателя, новая поправка призвана согласовать положения Кодекса со ст. 26 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ «О рекламе», которая предусматривает возможность вынесения антимонопольными органами решений об осуществлении контррекламы.
Этим же Законом были внесены изменения и в ст. 19.8 Кодекса, которой установлена ответственность за непредставление в антимонопольные органы ходатайств, уведомлений и сведений.
! О чем стоит сказать в первую очередь — это о том, что законодатель расширил круг потенциальных нарушителей ст. 19.8 КоАП РФ, включив в него, помимо организаций и должностных лиц, еще и граждан.
Новая редакция этой статьи разграничивает ответственность, с одной стороны, за непредставление сведений (информации) (часть 2), а с другой — за непредставление ходатайств и уведомлений (часть 1). За неподачу сведений организация теперь может быть оштрафована на сумму от одной до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), должностные лица — от двадцати до тридцати МРОТ, граждане — от десяти до пятнадцати МРОТ. Неподача ходатайства или уведомления отныне обойдется гражданам в сумму от пятнадцати до двадцати пяти МРОТ, должностным лицам — от тридцати до пятидесяти МРОТ, юридическим лицам — от одной до пяти тысяч МРОТ.
Кроме того, по ст. 19.8 теперь могут привлечь и в том случае, если ходатайство или уведомление будет подано позже положенного срока.

БОЛЬШЕ САНКЦИЙ, ХОРОШИХ И РАЗНЫХ…

Закон N 118-ФЗ существенно изменил систему административных наказаний (подробнее см. с. 2 «ЭЖ Досье»).
! С 1 октября 2004 г. административный штраф может выражаться не только в величине, кратной сумме неуплаченных налогов и сборов, сумме незаконной валютной операции либо сумме неуплаченного административного штрафа, как было раньше, но и в величине, кратной:
— сумме неуплаченных таможенных пошлин;
— денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании;
— сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке;
— сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках;
— сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Россию (п. 3 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ).
Изменения коснулись и ст. 4.4 Кодекса. Сейчас согласно этой статье при совершении лицом нескольких административных правонарушений наказание ему должно назначаться в пределах только одной санкции. Получается, что, к примеру, гражданин, нарушивший сразу несколько статей Кодекса, теоретически может понести наказание, предусмотренное за самое малозначительное из своих правонарушений. Назначение дополнительных наказаний ст. 4.4 в этом случае вообще не предусмотрено.
!С 1 октября, когда вступит в силу Закон N 118-ФЗ, в подобных случаях нарушитель будет привлекаться к ответственности только по той статье, которая предусматривает более строгое наказание. К тому же нарушителю может быть назначено дополнительное наказание, предусмотренное каждой из соответствующих статей.
! Зато появилось в КоАП РФ и новое смягчающее обстоятельство — добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении (п. 1.1 ч. 1 ст. 4.2).

ТАМОЖЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ: «ДО» И «ПОСЛЕ»

Закон от 20.08.2004 N 118-ФЗ изложил главу 16 КоАП РФ о нарушениях таможенных правил полностью в новой редакции (см. табл.).
Кроме того, приняты поправки к абзацу второму ч. 3 ст. 3.5 и к ст. 15.25, которые устанавливают ответственность за нарушение актов органов валютного регулирования (до 01.10.2004 к ответственности нарушителя могут привлечь лишь за нарушение валютного законодательства). А главу 19 Кодекса депутаты дополнили ст. 19.26, по которой будут нести ответственность недобросовестные эксперты за заведомо ложное заключение при осуществлении государственного контроля.
Кроме того, приняты поправки к абзацу второму ст. 15.25, которые устанавливают ответственность за нарушение актов органов валютного регулирования (до 01.10.2004 к ответственности нарушителя могут привлечь лишь за нарушение валютного законодательства). Причем максимальный размер штрафа за это правонарушение для должностных лиц установлен в размере двухсот МРОТ, а для юридических лиц — в размере пяти тысяч МРОТ (ч. 3 ст. 3.5).
Главу 19 Кодекса депутаты дополнили ст. 19.26, по которой эксперты, давшие заведомо ложное заключение при осуществлении государственного контроля, будут оштрафованы на сумму от десяти до пятнадцати МРОТ.

С 01.10.2004 из КоАП РФ
будут исключены следующие
составы правонарушений:
С 01.10.2004 в КоАП РФ
появятся новые составы
правонарушений:
* Перемещение товаров и
(или)транспортных средств с
несоблюдением мер по за-
щите экономических инте-
ресов РФ и других запретов
и ограничений (ст. 16.3).
* Неуведомление при ввозе
товаров и (или) транспортных
средств о пересечении тамо-
женной границы (ст. 16.4).
* Несоблюдение правил
перемещения транспортных
средств через таможенную
границу (ст. 16.7).
* Выдача без разрешения
таможенного органа, утрата
либо недоставление в тамо-
женный орган товаров, транс-
портных средств или доку-
ментов на них (ст. 16.9).
* Несоблюдение срока
или маршрута доставки то-
варов и (или) транспортных
средств (ст. 16.10).
* Непринятие мер по тамо-
женному оформлению или
по выпуску находящихся на
временном хранении това-
ров и (или) транспортных
средств (ст. 16.16).
* Неисполнение требо-
ваний таможенного
режима экспорта
(ст. 16.17).
* Неправомерные действия
с помещенными под
определенный таможенный
режим товарами и
(или) транспортными
средствами (ст. 16.19).
* Несоблюдение запретов и
(или) ограничений на ввоз то-
варов на таможенную терри-
торию и (или) вывоз товаров
с таможенной территории
(ст. 16.3).
* Недекларирование либо
недостоверное декларирова-
ние физическими лицами
иностранной валюты или
валюты РФ (ст. 16.4).
* Представление недействи-
тельных документов при
таможенном оформлении
(ст. 16.7).
* Недоставка, выдача
(передача) без разрешения
таможенного органа либо
утрата товаров или докумен-
тов на них (ст. 16.9).
* Несоблюдение порядка
внутреннего таможенного
транзита или таможенного
режима международного
таможенного транзита
(ст. 16.10).
* Нарушение сроков
временного хранения
товаров (ст. 16.16).
* Представление недействи-
тельных документов для
выпуска товаров до подачи
таможенной декларации
(ст. 16.17).
* Несоблюдение таможен-
ного режима (ст. 16.19).
* Незаконное осуществле-
ние деятельности в области
таможенного дела (ст. 16.23).

А. КОРШУНОВ, юрист «ВПК»

Приложение к еженедельнику «Экономика и жизнь» — «Ваш партнер-консультант» N 36, 2004 г

greenday, alexey@remake.ru
опубликовано 29 сентября 2004 года
Смотрите также:
Однодневок стало меньше, но распознать их – сложнее
Упрощенное банкротство ликвидируемого ООО
Продажа фирмы
Определение кадастровой стоимости недвижимости и земельных участков
Порядок погашения налоговых и иных обязательных платежей при ликвидации
+



+ Спасибо за вашу заявку!

Мы перезвоним вам в течении 15 минут

+ Возникла ошибка при отправке данных!

Пожалуйста, повторите попытку немного позже

+
Вектор Права
ул. Селезневская, д. 11А, стр.1, оф. 202 г. Москва
(495) 772-44-87