Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в 2005 году
Апрель 6, 2005Указом Президента
РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов
исполнительной власти» (далее — Указ № 314), была создана Федеральная регистрационная служба
(Росрегистрация), вопросы ведения которой были определены
в Положении о Федеральной регистрационной службе (далее —
Положение), утвержденном Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1315.
Росрегистрация начала свою деятельность с 01.01.2005г., заменив
ныне действующие учреждения юстиции по государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним. Что же изменилось
после 1 января 2005 года в порядке и процедуре регистрации прав
на недвижимое имущество?
Согласно п. 1 Положения, Росрегистрация является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
регистрации общественных объединений и политических партий, а также
правоприменительные функции и функции по контролю и надзору
в сфере адвокатуры и нотариата. Росрегистрация подведомственна Минюсту
России.
В числе основных задач Росрегистрации названо обеспечение
установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним, а предоставленные для реализации этой
задачи полномочия включают в себя в том числе осуществление
государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества
и сделок с ним в случаях и порядке, установленных
законодательством РФ; координация работы по созданию органов
по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
и осуществление правового контроля их деятельности; обеспечение
соблюдения правил ведения Единого государственного реестра прав
на недвижимое имущество и сделок с ним, а также создания
и функционирования системы ведения указанного реестра в электронном
виде.
Справка.
До 1 января 2005 года государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, занимались учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом порядок создания и структура органов по регистрации прав, а также принципы их размещения определяются субъектами Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Президентом Российской Федерации (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», далее — ФЗ «О госрегистрации»). То есть, в действительности такие учреждения юстиции (в Москве это Московский комитет по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Москомрегистрация), в Московской области — Московская областная регистрационная палата), во-первых, созданы далеко не в каждом субъекте РФ, а во-вторых, формируют собственную правоприменительную практику, которая, к сожалению, может исходить из диаметрально противоположного толкования положений законодательства.
Пример.
П.1 ст. 164 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), предусматривает, что сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и порядке, предусмотренных ст. 131 ГК РФ и ФЗ «О госрегистрации». Но ст. 131 ГК регулирует только вопросы регистрации прав на недвижимое имущество (их возникновение, переход и прекращение), но не затрагивает вопросов о сделках, совершаемых с этим имуществом. В результате правоприменители, а именно органы по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в двух соседних субъектах РФ сделали из этих положений законодательства противоположные выводы: 1) сделки с недвижимым имуществом подлежат регистрации, за исключением случаев, установленных законом, 2) сделки с недвижимым имуществом не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, предусмотренных законом (правильный вариант в силу действия принципа «разрешено все, что не запрещено», поэтому любая сделка является заключенной и действительной постольку, поскольку не установлено иное). Соответственно, на основании этого в Московской областной регистрационной палате договор купли-продажи здания регистрируют, а в Москомрегистрации — нет.
Безусловно, такое положение дел не является нормальным для страны, в которой существует единое правовое пространство и действует принцип законности. До сих пор все эти функции фактически осуществлялись под эгидой Минюста России (например, регистрацией местных, региональных и межрегиональных общественных объединений занимаются региональные отделения Минюста, общероссийских — непосредственно Минюст), только часть из них — органами государственной власти субъектов РФ по согласованию с Минюстом (в частности, функции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним). Сейчас все вышеуказанные функции будут реализовываться федеральным органом исполнительной власти и его территориальные органы в соответствующих регистрационных округах.
Система регистрационных органов с 1 января 2005 года
Согласно Указу Президента РФ от 09.03.2004 № 314, в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Федеральное
министерство:
а) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере
деятельности.
б) в случаях и пределах, установленных
законодательством, самостоятельно осуществляет правовое регулирование
в установленной сфере деятельности,
в) в установленной сфере
деятельности не вправе осуществлять функции по контролю
и надзору, а также функции по управлению государственным
имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или
постановлениями Правительства РФ;
г) осуществляет координацию и контроль
деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных
агентств.
Федеральная
служба:
а)
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по контролю и надзору в установленной сфере деятельности,
б)
в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты
в соответствии, на основании и во исполнение действующего
законодательства,
в) не вправе осуществлять в установленной сфере
деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых
указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства
Российской Федерации.
Таким образом, Минюст осуществляет нормативно-правовое регулирование процедур регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а подведомственная ему Росрегистрация занимается надзором и контролем в этой области. Таким образом, с одной стороны, строится единая вертикаль власти, а с другой стороны, существует разграничение полномочий.
Чем же это обернется на практике?
Во-первых, будет создана (по всей стране,
в каждом субъекте РФ) единая система регистрирующих органов. Это будет
обозначать предоставление равных прав и возможностей по их защите
каждому гражданину РФ независимо от его места жительства
в каком-то субъекте РФ. Но до момента завершения этого процесса
наверняка утечет еще много воды ввиду дефицита бюджетного финансирования,
наличия массы организационных и прочих трудностей.
Во-вторых, согласно редакции п.2 ст.
9 ФЗ «О госрегистрации», вводимой в действие с 01.01.2005г.,
органы по государственной регистрации будут действовать на основании
общего положения, утверждаемого Минюстом. Сейчас же существует только
Примерное положение об учреждении юстиции по государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
(утверждено постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 288),
на его основе Положение об Учреждении юстиции по государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
на территории города Москвы (Приложение 2 к распоряжению Мэра
от 08.04.1998 г. N 341-РМ).
В-третьих, это послужит основанием
для выработки единой практики правоприменения. Соответствующими полномочиями
в сфере правового регулирования теперь наделен федеральный орган —
Минюст.
В-четвертых,
изменится порядок финансирования системы регистрирующих органов. Согласно
действующей в настоящее время редакции ст. 11 ФЗ «О
госрегистрации»:
1. Система государственной регистрации прав создается
за счет платы за регистрацию и предоставление информации
о зарегистрированных правах, бюджетных средств и иных
не запрещенных законом источников.
2. Плата за регистрацию
и предоставление информации о зарегистрированных правах
на недвижимое имущество и сделок с ним взимается в размерах,
установленных субъектами РФ.
Максимальный размер платежей на территории
РФ устанавливается Правительством РФ.
3. Средства, получаемые
в виде платы за регистрацию и предоставление указанной
информации, используются исключительно на создание, поддержание
и развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним, в том числе на обеспечение
государственных гарантий зарегистрированных прав.
Централизуемая доля
указанных средств устанавливается Правительством РФ в размере,
не превышающем пять процентов взимаемых платежей, и направляется
в федеральный орган исполнительной власти в системе государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним.
Редакция ст. 11 ФЗ «О
госрегистрации», вводимая в действие с 01.01.2005г., изложена
следующим образом:
1. За государственную регистрацию прав
в соответствии с налоговым законодательством взимается
государственная пошлина.
2. За предоставление информации
о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов,
выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой
письменной форме, взимается плата.
Размеры указанной платы, порядок
ее взимания, зачисления в федеральный бюджет устанавливаются
Правительством РФ.
3. Финансирование органов по государственной
регистрации осуществляется за счет средств федерального бюджета».
Таким
образом, с 01.01.2005г. органы по регистрации не будут
заинтересованы в увеличении количества записей в Едином
государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок
с ним. Соответственно, применительно к вышеизложенному примеру
о регистрации либо об отказе в ней договора купли-продажи здания,
у регистрирующих органов не будет мотива для регистрации любого
представленного им документа в целях пополнения средств собственного
бюджета.
Еще ряд вопросов возникает по поводу того, в отношении каких прав на недвижимое имущество и сделок с ним, распространяется обязательный порядок их государственной регистрации. П. 6 ст. 33 ФЗ «О госрегистрации» и в старой, и в новой редакции говорит о том, что данный ФЗ применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. По правоотношениям, возникшим до его введения в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие. До введения в действие ФЗ «О госрегистрации» применялся действовавший порядок регистрации. Однако как быть с правами, возникшими в период с введения в действие ФЗ, но до создания регистрирующих органов, и со сделками, возникшими в этот период времени? На вопрос о том, являлась ли государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрация, проводившаяся до вступления в силу ФЗ «О госрегистрации», в обзоре практики разрешения споров, связанных с применением ФЗ «О госрегистрации» (Письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16.02.2001г. № 59) был дан отрицательный ответ: нет, не является по смыслу положений ГК РФ. На первый взгляд кажется, что нужно по аналогии сделать вывод о том, что записи о государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним, совершенные до введения единой централизованной системы госрегистрации, также не должны признаваться в качестве правоустанавливающих. Но в этой ситуации необходимо определить смысл и значение государственной регистрации. П. 2 ст. 2 ФЗ «О госрегистрации» устанавливает, что государственная регистрация прав проводится на всей территории РФ по установленной этим ФЗ системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП). Следовательно, все записи, совершенные в ЕГРП, имеют действительную юридическую силу независимо от того, каким органом и когда они были совершены.
Таковы, на наш взгляд, смысл и цель изменений в системе регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которым руководствовался законодатель при внесении изменений в нормативную базу в данной сфере общественных отношений. Как это будет происходить в реальной жизни — покажет время.
М.А. Сюткина,
юрист Юридического агентства
«Столичный стандарт»
Источник: www.delo-press.ru
опубликовано 06 апреля 2005 года
Однодневок стало меньше, но распознать их – сложнее
Упрощенное банкротство ликвидируемого ООО
Продажа фирмы
Определение кадастровой стоимости недвижимости и земельных участков
Порядок погашения налоговых и иных обязательных платежей при ликвидации