Ликвидация за ненадобностью
Октябрь 16, 2012О порядке ликвидации бездействующего общества с ограниченной ответственностью, в котором размер уставного капитала на момент ликвидации меньше минимальной суммы, установленной действующим законодательством, рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Светлана Медведь и Дмитрий Игнатьев.
ООО имеет 2 участников — физических лиц, владеющих 50% долями в уставном капитале. Учредительные документы общества приведены в соответствие с действующим законодательством, но уставной капитал равен 10 руб. Деятельность общество не ведет более 15 лет, применяет общую систему налогообложения, отчетность сдается.
Учредителями принято решение о ликвидации ООО. На момент принятия решения о ликвидации уставной капитал составляет 10 руб.; добавочный капитал — 62 000 руб. (предположительно он образован в результате переоценки основных средств); убыток — 26 000 руб.; запасы — 30 000 руб. (предположительно это остатки материалов); денежные средства на расчетном счете — 10 000 руб.; прочие — 1 000 руб. Дебиторская и кредиторская задолженность отсутствуют. В ООО в качестве работника числится только директор.
С чего следует начать процесс ликвидации с точки зрения бухгалтерского учета?
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее — Закон N 129-ФЗ) бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Юридическое лицо может быть ликвидировано в добровольном порядке по решению его учредителей (участников) (п. 2 ст. 61 ГК РФ).
Порядок ликвидации юридического лица регламентирован ст.ст. 61-65 ГК РФ, отдельными положениями Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее — Закон N 14-ФЗ), Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее — Закон о государственной регистрации). Формы документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требования к их оформлению утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (далее — Постановление N 439). Методические разъяснения по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утверждены приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@.
Независимо от того, осуществлялась организацией какая-либо деятельность или нет, законом установлен единый порядок ликвидации, который состоит из нескольких этапов:
— принятие решения о ликвидации, назначение ликвидационной комиссии, сообщение сведений о принятом решении в налоговый орган для внесения их в ЕГРЮЛ;
— публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами;
— составление промежуточного ликвидационного баланса;
— осуществление расчетов с кредиторами;
— составление ликвидационного баланса;
— распределение оставшегося имущества общества между его участниками;
— государственная регистрация организации в связи с ее ликвидацией.
Принятие решения о ликвидации общества с ограниченной ответственностью (далее — Общество), назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов отнесены к компетенции общего собрания участников Общества (пп. 11, 12 п. 2 ст. 33 Закона N 14-ФЗ).
Из п. 6 ст. 37 Закона N 14-ФЗ следует, что решение, принимаемое общим собранием участников Общества, оформляется протоколом.
Пунктом 1 ст. 62 ГК РФ и п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации предусмотрена обязанность участников юридического лица или органа, принявшего решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица уведомить об этом в письменной форме орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган), по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица (протокола общего собрания участников).
Участники юридического лица обязаны также уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора (п. 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации).
Формы уведомлений N Р15001 (о принятии решения о ликвидации юридического лица) и N Р15002 (уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего)) утверждены Постановлением N 439. Для заполнения этих форм можно воспользоваться Методическими разъяснениями, утвержденными приказом ФНС от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@.
В соответствии с требованиями норм НК РФ организация обязана в течение трех дней со дня принятия решения о ликвидации уведомить об этом налоговый орган по месту своего нахождения (пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ). Форма сообщения о ликвидации, направляемого в налоговый орган, утверждена приказом ФНС от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@.
Также организация обязана в течение трех дней со дня принятия решения о ликвидации уведомить об этом территориальные органы Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ по месту нахождения организации (п. 3 ч. 3 ст. 28, ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее — Закон N 212-ФЗ)).
В соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации" (приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@).
Пунктом 1 ст. 63 ГК РФ установлено, что ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить каждого кредитора о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК РФ). Следует отметить, что специальной формы промежуточного ликвидационного баланса нормами законодательства не предусмотрено, поэтому при его формировании следует исходить из норм ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (далее — ПБУ 4/99).
Исходя из требований ст. 12 Закона N 129-ФЗ и п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, можно сделать вывод о том, что промежуточный ликвидационный баланс составляется после проведенной ликвидационной комиссией инвентаризации имущества Общества и его обязательств.
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств утверждены приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации перед составлением промежуточного ликвидационного баланса Обществу следует провести инвентаризацию с отражением ее результатов в бухгалтерском учете.
Нормы п. 2 ст. 63 ГК РФ и пп. 12 п. 2 ст. 33 Закона N 14-ФЗ разъясняют, что промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием участников Общества.
О составлении промежуточного ликвидационного баланса должен быть уведомлен регистрирующий орган (п. 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации). Для этого используется уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме N Р15003. Конкретный срок уведомления законом не предусмотрен.
Следует обратить внимание, что порядок исполнения ликвидируемыми организациями обязанности по уплате налогов и сборов, а также зачета излишне уплаченных и взысканных налогов и сборов регулируется ст. 49 НК РФ. Налоговый период при ликвидации организации определяют в соответствии с п. 3 ст. 55 НК РФ.
В соответствии с п. 11 ст. 89 НК РФ в связи с ликвидацией организации может быть проведена выездная налоговая проверка. Такая проверка проводится независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Аналогичные правила установлены для проведения выездной проверки, осуществляемой органом контроля за уплатой страховых взносов (ч. 20 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
Отметим, что в период между составлением промежуточного и ликвидационного баланса в бухгалтерском учете отражаются операции по расчетам с кредиторами, в том числе за счет средств, полученных от продажи имущества организации. Поскольку нормы действующего законодательства не предусматривают специального порядка отражения операций, осуществляемых при ликвидации организации, в бухгалтерском учете, то указанные операции отражаются в общеустановленном порядке.
После завершения расчетов с кредиторами, если они будут выявлены в рассматриваемой ситуации, ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием участников Общества (п. 5 ст. 63 ГК РФ, пп. 12 п. 2 ст. 33 Закона N 14-ФЗ).
Ликвидационный баланс является одним из обязательных документов, представляемых в регистрирующий орган для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.
Порядок составления и форма ликвидационного баланса законодательно не закреплены, поэтому организации следует исходить из норм ПБУ 4/99. Из положений ст. 63 ГК РФ следует, что в ликвидационном балансе должны быть отражены сведения о составе оставшегося после удовлетворения требований всех кредиторов имущества. Промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс юридического лица (за исключением банков) должны быть составлены в простой письменной форме (письмо ФНС России от 27.05.2005 N ЧД-6-09/439). Как следует из приведенного письма ФНС России, ликвидационный баланс составляется после проведения инвентаризации оставшегося имущества и утверждается учредителями юридического лица.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество Общества распределяется ликвидационной комиссией между его участниками в порядке, установленном ст. 58 Закона N 14-ФЗ.
Также участники Общества должны принять решение: оставить сохранившееся после расчетов с кредиторами имущество или распродать его до момента распределения между участниками, так как выплаты участникам ликвидируемого Общества могут производиться как в денежной, так и в иной имущественной форме. В случае принятия решения о продаже в бухгалтерском учете должны быть отражены соответствующие операции.
После распределения имущества между участниками ликвидируемого Общества все статьи баланса закрываются, следовательно, валюта баланса становится равной нулю.
В рассматриваемой ситуации при закрытии бухгалтерского баланса могут быть использованы проводки:
Дебет 83 Кредит 80
— сумма добавочного капитала отнесена к уставному капиталу;
Дебет 80 Кредит 84
— списан непокрытый убыток;
Дебет 80 Кредит 75
— имущество распределено между участниками Общества;
Дебет 75 Кредит 10 (50, 51)
— имущество получено участниками Общества.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Светлана Медведь
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Дмитрий Игнатьев
Источник "Гарант"
опубликовано 16 октября 2012 года
Однодневок стало меньше, но распознать их – сложнее
Упрощенное банкротство ликвидируемого ООО
Продажа фирмы
Определение кадастровой стоимости недвижимости и земельных участков
Порядок погашения налоговых и иных обязательных платежей при ликвидации