ФНС унифицирует процедуру проверок
Ноябрь 1, 2013Двумя письмами налоговая служба решила привести к единообразию процесс проведения камеральных и выездных проверок всеми территориальными налоговыми органами. Общий объем двух документов – более 80 страниц. Для сравнения, это почти половина первой части НК РФ. Приводим подробный анализ рекомендаций, которых инспекторы будут придерживаться при камеральных проверках.
Контроль. Начало
Порядку проведения камеральных проверок посвящено письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 (далее – Письмо). Наряду с постулатами, которые всем давно известны, и почти дословными цитатами из Налогового кодекса послание содержит ряд моментов, которые вызывают неподдельный интерес. В рамках контроля за своевременным представлением налоговых деклараций (расчетов) территориальным инспекциям предписано поступать так. Во-первых, они не вправе отказать в приеме декларации, представленной по установленной форме, в случаях, не предусмотренных НК РФ, в частности, если нарушен способ сдачи отчета. Во-вторых, при сдаче отчета в бумаж- ном виде они обязаны проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации отметку о ее принятии и дату. Теперь информация для тех, кто не успел. После истечения десятидневного срока с установленной НК РФ даты представления декларации отдел работы с налогоплательщиками сверит списки лиц, которые были обязаны отчитаться, с данными о фактическом представлении документов и сформирует перечень тех, кто этого не сделал. Не позднее следующего дня эти списки передадут в отдел камеральных проверок, который за 5 дней подготовит решения о приостановлении операций по счетам неотчитавшихся плательщиков в банках. В Письме подчеркнуто, что принимать такие решения ранее истечения десятидневного срока после крайней даты сдачи отчетности налоговый орган не вправе. Напомним, что в данный момент в Налоговом кодексе не установлен срок на принятие решения о блокировке по причине непредставления деклараций, о чем неоднократно говорили и налоговая служба, и финансисты (письма ФНС России от 09.02.2011 б/н, Минфина России от 05.05.2009 № 03-02-07/1-227). И лишь с 2015 г. благодаря изменениям, внесенным в п. 3 ст. 76 НК РФ Федеральным закономФНС разъясняет
Если операции по счетам были приостановлены в связи с непредставлением налоговой декларации, такое приостановление отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком декларации. При применении указанной нормы необходимо учитывать, что в случае представления декларации по почте исполнение этого правила объективно является возможным на практике только в случае толкования использованного в этой норме понятия «представления декларации» в смысле «поступления декларации» в налоговый орган. После поступления декларации в налоговый орган он не позднее одного рабочего дня, следующего за днем ее получения, принимает решение об отмене приостановления операций по счетам (письмо от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).Штрафы и порядки
Налоговики указывают: штраф за несвоевременную подачу декларации возможен только после завершения камеральной проверки. Это объясняется тем, что сумма налога к уплате или доплате может быть подтверждена либо установлена инспектором только по результатам ревизии. При этом выявленное правонарушение рассматривается в порядке ст. 101 НК РФ (п. 1 ст. 100.1 НК РФ). Должностным лицам организаций в подобных случаях грозит предупреждение либо штраф по ст. 15.5 КоАП РФ в размере от 300 до 500 руб. А теперь внимание: в отличие от нарушения срока представления декларации, такое правонарушение, как несоблюдение способа ее сдачи (ст. 119.1 НК РФ), рассматривается налоговиками в порядке ст. 101.4 НК РФ. Если же налогоплательщик одновременно нарушил и дату, и способ, то инспекторы вправе применить порядок, предусмотренный ст. 101 НК РФ.
С 2015 г. инспекторы смогут блокировать счета плательщиков в банках за несдачу декларации только в течение трехлетнего срока с момента последней даты ее представления, установленной законом.
Напомним, что в порядке, установленном этой нормой, выносят решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, а ст. 101.4 НК РФ используют при производстве по делам об остальных налоговых правонарушениях. Положения ст. 101.4 НК РФ применяют и при рассмотрении таких правонарушений, как непредставление расчетов (в т. ч. по авансам), сведений о среднесписочной численности и бухгалтерской отчетности. За это налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента) оштрафуют по ст. 126 НК РФ. Причем штраф назначат независимо от проведения и реализации результатов «камералки».
Процедура проверки
После того как декларация поступит в налоговый орган, ее введут в АИС «Налог». Система проведет в автоматическом режиме проверку всех контрольных соотношений, сформирует протоколы ошибок взаимоувязки показателей, которые, кстати говоря, используют при проведении проверок. Далее в дело вступит инспектор. Он должен, в частности, сравнить данные отчета со всей информацией о плательщике, которая имеется у налогового органа, проанализировать и сопоставить при наличии возможности показатели по отрасли или аналогичным плательщикам и, если найдет расхождения, установить их причину. Дальнейшие действия налоговиков зависят от того, выявлены ли ошибки или противоречия в представленной.К сведению
Должностным лицам организаций за нарушение срока сдачи декларации грозит предупреждение либо штраф по ст. 15.5 КоАП РФ в размере от 300 до 500 руб. За непредставление расчета (авансового расчета), сведений о среднесписочной численности работников или бухгалтерской отчетности, а также за отказ представить документы по требованию должностное лицо оштрафуют по ст. 15.6 КоАП РФ. Сумма та же – от 300 до 500 руб.
В рамках «камералки» налоговики могут потребовать те документы, которые они утратили по обстоятельствам непреодолимой силы, даже если плательщик уже представлял их в инспекцию ранее.
декларации. Если нет сомнений в том, что данные верные и все правильно, то никаких сообщений от налогового органа плательщик не получит. Но при малейшем подозрении в совершении правонарушения инспекторам рекомендовано не только направить сообщение с требованием представить пояснения, внести изменения в проверяемый отчет или сдать «уточненку», но и обязательно указать на это (форма Сообщения рекомендована Приложением № 2 к Письму).
Такая рекомендация, видимо, призвана не допустить освобождения компании от налоговой ответственности при наличии формальных признаков, установленных ст. 81 НК РФ. То есть, по логике ФНС России, указание в сообщении на возможное правонарушение (если из ошибок и противоречий оно как-то усматривается) не позволит налогоплательщику безнаказанно внести исправления в декларацию или сдать «уточненку».
Если не представить документы
Общеизвестно, что отказ представить документы по требованию влечет штраф по ст. 126 НК РФ. В комментируемом Письме у этой истории есть продолжение: такое поведение налогоплательщика – гарантия того, что инспекторы придут с постановлением о выемке бумаг в порядке ст. 94 НК РФ. Случаи, когда налоговики не вправе требовать документы на камеральную проверку, названы в НК РФ. Среди них – факт представления этих бумаг в налоговый орган ранее. Но если чиновники их утратили по обстоятельствам непреодолимой силы, то указанное ограничение не работает (п. 5 ст. 93 НК РФ). Напомним, что при необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов (абз. 5 п. 2 ст. 93 НК РФ). Письмо содержит важное уточнение: в данном случае речь идет об уже истребованных и вероятно представленных в порядке ст. 93 или 93.1 НК РФ бумагах. Получается, что налоговый орган не вправе указывать в «Уведомлении о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов», форма которого приведена в Приложении № 3 к комментируемому Письму, те документы, требования о представлении которых не выставлялись. При этом чиновники обращают внимание на то, что неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица инспекции, а равно воспрепятствование осуществлению им своих служебных обязанностей влечет ответственность должностных лиц организации, предусмотренную ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ. Штраф для них по указанной норме составляет от 2000 до 4000 руб. В заключение обратим внимание на п. 1.13 Письма. Федеральная налоговая служба предупреждает, что если в ходе проведения камеральной проверки установлены факты, свидетельствующие об уклонении плательщика от уплаты налогов, но проверить их в рамках своих полномочий инспекторы не могут, организация автоматически становится кандидатом на выездную проверку.Константин Правоведов,
налоговый юристИсточник: Журнал Налоговые споры
urist, info@likvidation.ru
опубликовано 01 ноября 2013 года
Смотрите также:Однодневок стало меньше, но распознать их – сложнее
Упрощенное банкротство ликвидируемого ООО
Продажа фирмы
Определение кадастровой стоимости недвижимости и земельных участков
Порядок погашения налоговых и иных обязательных платежей при ликвидации